В Киеве не исключили остановку транзита российского газа после завершения контракта в 2025 году.
Компания "Газпром" остановит транзит через Украину в 2025 году, если к этому времени достроит обходные маршруты. Об этом РБК заявил руководитель оператора ГТС Украины Сергей Макогон.
По его словам, завершение строительства "Северного потока-2" сделает украинскую ГТС избыточной для "Газпрома". У компании не будет причин продлевать контракт после 2025 года, когда истечет действующее соглашение.
Запуск первой нитки "Турецкого потока" в начале этого года уже лишил Украину 15 миллиардов кубометров транзитного газа. Ранее она переводила его в Турцию, Болгарию и Грецию. Теперь по южному направлению идет топливо только для Румынии и Молдовы, добавил Макогон.
Создание второй нитки и завершение работ на газопроводе Болгария — Сербия — Венгрия приведет к потере еще 15 миллиардов кубометров газа. Завершение проекта СП-2 обернется для Украины утратой всех оставшихся 50 миллиардов кубометров газа, подчеркнул собеседник издания. Он обещал приложить все усилия, чтобы не допустить подобного развития событий.
Эксперт в сфере энергетики Игорь Юшков отметил, что к этому сценарию может привести не только политика и неприязнь двух стран друг к другу, но и экономическая выгода транзита через северные пути. По его словам, сейчас основной базой газа является месторождение Бованенковское, расположенное в ЯНАО. При этом маршрут от Ямала до Германии гораздо меньше, чем через СП-1 и СП-2, сказал аналитик в комментарии ФАН.
Другим аргументов в пользу отказа "Газпрома" от украинского транзита может стать изношенность ГТС. Систему давно не обновляли, поэтому неизвестно, что с ней будет еще через пять лет, отметил Юшков.
По его мнению, Киеву пора готовиться к новой реальности после 2025 года. Ему стоит оптимизировать ГТС и ликвидировать лишние мощности. Украине нужно обсудить с Европейским союзом и "Газпромом" поставку газа через свою территорию. Российская компания могла бы периодически поставлять топливо по украинскому маршруту. в некоторые страны Тогда Киев смог бы сохранить в рабочем состоянии те трубы, по которым бы шли поставки. Остальные мог бы разобрать и не тратить средства на их обслуживание, считает эксперт.