Политолог Татьяна Становая проанализировала внутриэлитные конфликты в РФ на фоне пандемии коронавирусной инфекции.
По ее мнению, в настоящее время сложились три ключевых центра. Первый представлен кураторами внутренней политики. Их проблема состоит в том, что Москва находится за пределами их зоны ответственности. При этом мэр столицы Сергей Собянин действует как такой же куратор внутренней политики, но на собственное усмотрение и без согласования на уровне Москвы, пояснила специалистка в телеграм-канале.
Она указала на еще одну особенность: президент попросил столичного градоначальника координировать действия регионов через Госсовет. В этом случае неясно, кто должен давать указания губернаторам, отмечает политолог.
По ее словам, активность московского мэра затрагивает не только столицу, но и региональную политику, и, следовательно, прерогативы первого замглавы президентской администрации Сергея Кириенко.
В этом Становая увидела старый институциональный конфликт, который периодически обостряется. Ранее он дал о себе знать из-за столичных выборов и летних протестов в Москве. Если произойдет новое острое событие, то конфликт снова проявится, добавила она.
Вторым центром Становая назвала Собянина. По ее мнению, сейчас интерес московского мэра и одновременно вопрос его политического выживания связан с тем, чтобы любой ценой не допустить распространения вируса. Политолог напомнила, что мэр не отвечает за рост ВВП, малый бизнес и доходы населения страны. Его главным врагом сегодня является вирус, поскольку по ситуации с COVID-19 будут судить о его "политпригодности". Это обстоятельство заставляет его идти против других. Оно же делает его мишенью, добавила специалистка.
Третий центр - премьер-министр России Михаил Мишустин. Политолог назвала его сильным, но техническим главой правительства. Для него вирус в большей степени является проблемой экономики, бюджета, занятости и промышленности. В логике Мишустина с распространением должны бороться регионы, полагает она.
По словам Становой, "все, что делает Собянин – бьет по Мишустину". Она подчеркнула, что в этой ситуации мэр "гнет свою линию, а правительство морщит нос". По-другому не получается, поскольку президент публично поддержал столичного руководителя. В итоге кабмин тоже его поддержал. Становая увидела в этой ситуации функциональные разногласия, но не институциональные и не политические. Она также отметила наличие "фактора ревности".
Политолог напомнила слова президента о важности слаженной работы органов власти. По ее мнению, это получается плохо на фоне обсуждения и принятия решения в закрытом и оторванном режиме. В пример она привела критику сенатора Андрея Клишаса в адрес решений, принятых Собяниным. Он назвал введение карантина без введения режима ЧС, которое находится в ведении президента и парламента, неконституционными. По словам Становой, Клишасу "никто не рассказал, что Путин в курсе, но явно нашептал, что Собянин зарвался".
Становая также констатировала "девальвацию политического слова" в стране. При ней можно быстро менять мнения и никак не отвечать за это. "Все теперь подневольные, зависимые и инструментальные", - пояснила она.