Москва
18 декабря ‘24
Среда

В президентских поправках нашли многочисленные нарушения Конституции РФ

Глава Центра законодательных инициатив «Яблока» Елена Дубровина представила заключение по президентскому законопроекту о поправках к Конституции РФ.

Предложения Владимира Путина нарушают процедуру принятия поправок. Ни статья 136 Конституции РФ, ни закон о поправках не предусматривают проведения всероссийского голосования, включенного в предложенный им законопроект. Этот термин вообще не существует в российских законах, отмечается в документе. При этом принцип «разрешено все, что не запрещено законом» в российском праве действует только для прав человека и гражданина. Госорганы и чиновники обязаны соблюдать предусмотренные законом процедуры. То есть президентский проект противоречит 136-й статье Основного закона, отмечаетя в заключении.

Российское законодательство требует обосновывать необходимость принятия конституционных поправок. Однако в пояснительной записке к законопроекту о президентских поправках нет причин, говорящих о необходимости их принятия. Это нарушает закон, подчеркнула юристка.

40 поправок невозможно принять одним законом, поскольку они содержат шесть не связанных между собой групп. Их нужно выносить отдельными законопроектами. Это нарушение также исключает возможность осознанного выбора на всероссийском голосовании, потому что граждане не смогут высказаться по отдельным группам, пояснила Елена Дубровина.

Избирательные права и местное самоуправление

Поправки также ограничивают права россиян быть избранными и иметь равный доступ к госслужбе. Это противоречит 32-й статье Конституции, которая содержится во второй главе. В ней отражены основы правового статуса личности в РФ, их можно изменить только путем пересмотра Основного закона Конституционным Собранием или всенародным голосованием, подчеркнула автор документа.

Включение местного самоуправления в общую систему госвласти противоречит статье 12 Конституции, гарантирующей самостоятельность местных органов. Эта статья приводится в первой главе, что определяет самостоятельность местного самоуправления как конституционную основу РФ. При этом другие положения не могут противоречить этим основам. Поправки же сталкивают взаимоисключающие нормы, а также вносят «вопиющее противоречие» между основами конституционного строя и другими положениями Основного закона. Изменить статью 12 можно только через принятие новой Конституции, что не прописано в президентском законопроекте, объясняется в заключении.

Полномочия органов власти

По мнению Дубровиной, поправка о перераспределении полномочий является неконституционной. Она наделяет президента правом утверждения структуры федеральных органов исполнительной власти. Он сможет определять, какие органы будет курировать сам, а какие — кабмин. В предложении не указаны ограничения. Это может создать ситуацию, при которой глава государства будет руководить всеми исполнительными органами. Это противоречит их самостоятельности и принципу разделения властей, закрепленной в статье 10 первой главы. То есть он составляет одну из основ конституционного строя РФ, а законопроект противоречит ей, поясняется в документе «Яблока».

По словам автора, предложения не усилят влияние обеих палат парламента на правительство, потому что их не подкрепили правовыми последствиями. За президентом оставили право отправлять кабмин и министров в отставку и распускать Думу. Кроме того, полнопочие президента отрешать премьера, его замов и министров от должностей перенесли из закона в Конституцию, что нивелирует все изменения полномочий нижней палаты и создает гарантии «огромного влияния» президента на исполнительную власть, констатируется в заключении.

Судьи, Госсовет и международное право

Повышение президентских полномочий до конституционного уровня о предложении кандидатур председателей высших судов и их замов и назначении судей всех уровней усилит возможности президента формировать «лояльный состав руководства судов». Это укрепит влияние на судебные решения, что противоречит принципах разделения властей (10 статья) и независимости судей (120 статья), полагает автор.

По мысли юристки, повышение статуса Госсовета также является неконституционным. Рост роли этого органа может сделать его конкурентом законодательной и исполнительной ветвей. Эту опасность могут усилить неопределенности в формировании Госсовета и его полномочиях. Резкое повышение статуса органа противоречит принципу разделения властей и норме об осуществлении госвласти на федеральном уровне президентом, парламентом, правительством и судами. Оба положения является основами конституционного строя, которым не могут противоречить другие нормы.

Приоритет национального законодательства над международным тоже противоречит основам конституционного строя. Согласно статье 15 Основного закона, международные договоры РФ являются частью ее правовой системы, напомнила Дубровина.

Мнение

Политик и правозащитник Лев Шлосберг назвал заключение Елены Дубровиной «зубодробительным». По его словам, проект написали «неотесанные юристы», не читавшие ни Конституцию, ни законы, ни регламент о несении поправок.

Он предположил, что президентские поправки разделят на несколько законопроектов. По словам политика, «такое явное, грубое, абсолютно "колхозное" нарушение правил юридической техники показывает, что до Конституции дотянулись люди, которые вообще не понимают, что такое Конституция, как она пишется и как она правится».

Полная версия