«Конституция шаг за шагом отуркменивается»: Рогов о поправках
Политический обозреватель Кирилл Рогов прокомментировал «новые поправки к поправкам», предложенным президентом РФ.
Предложения предполагают, что глава государства будет консультироваться с верхней палатой парламента по кандидатуре генпрокурора, а не представлять его на утверждение. В этом автор увидел превращение прокуратуры в «подразделение» президентской администрации.
По его мнению, «монархический принцип» новой конституционной системы становится все более выраженным. Рогов полагает, что целью поправок является исключение любой возможности участия представительных органов в управлении, уничтожение независимости судов, ограничение прав регионов на законотворчество. В таких условиях легко предположить, что в новой системе «президентом-монархом» будет один человек, который иницировал перемены, или его наследник, при котором он будет регентом, добавил комментатор.
По его словам, происходящее не похоже на казахстанский сценарий транзита власти. В Казахстане обе палаты парламента расширили полномочия. При этом нижнюю контролирует президентская партия, а верхнюю возглавляет дочь экс-президента. Часть его полномочий также отошла главе Совбеза. Эта конструкция сдерживает нового президента и позволяет старому контролировать его. Элиты же могут создать защиты ко времени исчезновения влияния Нурсултана Назарбаева. В этой системе можно увидеть логику плавного перехода, хотя нет ответа — сработает ли она, подчеркнул Рогов.
В России происходит символическое «накачивание» президентского статуса, при котором сложившуюся практику и распределение сил намереваются прописать в Основном законе. Это меняет политическую ситуацию: при перекосе в распределении власти может сохраниться нормальная конституционная конструкция или Конституция может «отуркмениться», добавил обозреватель.
Конституционные изменения также чреваты проблемами для элит, встроенных в систему, добавил он. Новый глава государства получит полномочиями не в силу неформального веса, как Путин, опирающийся на элиты, а по определению. Это ослабит позиции групп и снизит их значимость. С этой точки зрения поправки выглядят как модель «неперехода власти». Повышается роль союза с Путиным, но понижается институциональная защита, отметил Рогов.
У России было три варианта «транзита от Путина к Путину» — белорусский, казахстанский и туркменский. Первый пока покрыт мраком, но его не стоит сбрасывать со счетов. Второй не подтверждается фактами. Значит, вероятность третьего возрастает, заключил обозреватель.