«Бомба замедленного действия»: Нальгин изучил последствия путинских реформ
Аналитик Андрей Нальгин оценил возможность реализации анонсированной президентом конституционной реформы.
Предложенные преобразования обеспечат стране организационный и правовой тупик, считает эксперт.
Он удивился, что многие комментаторы, в том числе либерального толка, положительно оценили реформу. По его словам, они увидели «мудрость» Владимира Путина, который якобы «снова всех переиграл» и нашел «изящное системное решение» «проблемы-2024», а также обезопасил себя и страну от «рисков трансфера».
По мнению Нальгина, в данном случае не идет речи о переходе от авторитарно-президентской республики «с вождем в центре» к парламентско-президентской с системой сдержек и противовесов. Логичнее говорить о тупике, поскольку реализация реформы споткнется о три преграды. Их не получится нейтрализовать в озвученные сроки — к концу летней сессии парламента, отметил он.
Вопросы к легальности
Первой препоной аналитик назвал легальность. Он отметил, что минимум три президентских инициативы требуют особого механизма их имплементации в Конституцию, которого не существует. Приоритет национального законодательства над международным, закрепление индексации пенсий и равенства МРОТ с прожиточным минимумом невозможны «без изменения конкретных статей из глав 1-й и 2-й». Корректировки можно внести только через созыв Конституционного собрания и принятие им новой Конституции РФ. Предварительно за необходимость таких изменений должны проголосовать 60% депутатов и 60% сенаторов, напомнил автор.
В России нет федерального конституционного закона, регламентирующего созыв такого собрания, даже в виде законопроекта. При этом парламенту нужно успеть в нынешнюю сессию закончить с правками в Конституцию, поскольку после каникул начнут действовать конституционные ограничения, добавил он.
Эксперт полагает, что с этим связан выбор рабочей группы при президенте для подготовки изменений, а не созыв собрания, а также проведение голосования вместо референдума. Все это указывает на сомнительную законность процедур, подчеркнул он.
Вопросы к легитимности
Второй преградой аналитик назвал легитимность. Нальгин напомнил, что изменения в Конституцию будут разрабатывать люди, далекие от этой сферы. В рабочую группу позвали врачей, режиссеров, музыкантов и т.д. По его словам, группа станет «послушным штампом» на документе, который создадут в Государственно-правовом управлении АП. Этот правовой конструкт по определению не может быть ни репрезентативным, ни легитимным, добавил эксперт.
Всероссийское голосование по изменениям тоже далеко от легитимности: в законах прописано, что подобные процедуры должны проходить исключительно в форме референдума. Все это делает конституционные изменения нелегитимными, даже в случае их утверждения в Госдуме, Совфеде и регионах, подчеркнул Нальгин.
Вопросы к Госсовету
Третью преграду он увидел в изменении функций Госсовета. Для включения этого совещательного органа в систему госвласти с полномочиями и прерогативами необходимо существенно переписать действующий Основной закон, включая защищенные статьи. Это вновь отсылает к необходимости созыва Конституционного собрания.
По словам Нальгина, Госсовет может появится в Конституции, как орган при президенте (по аналогии с Совбезом). В этом случае он мог бы работать на основе специального ФЗ, который тоже нужно разработать. Здесь возникает вопрос о необходимости существования «зависимого органа». Ведь идея трансфера в том, чтобы «поставить национального лидера над официальной властью» (президентской и парламентской), пояснил он.
Реформы можно провести, проигнорировав все вопросы к законности. Однако их существование останется на усмотрение преемника, который сможет их похоронить и вернуть себе всю полноту власти. Это усилит, а не сократит «риски турбулентности» в 2024 году, утверждает автор.
Нальгин назвал предложения Путина «во многом революционными». По его мнению, президент хочет сохранить власть после 2024 года и заново выстроить систему власти. Однако выбранный вариант реализации этой идеи «заложит бомбу замедленного действия», которая может стедонировать со смертью лидера или с потерей его хватки. Ситуация рискует обернуться катастрофой не только для него, но и для всей страны, резюмировал аналитик.