В настоящее время ведется война за передел газового рынка Европы. Она будет не последней.
Предпосылки газовой войны
Такое мнение озвучил аналитик Анатолий Несмиян. По его словам, газовая война начала переходить в «горячую» фазу в 2012 году. Подготовкой к ней стали арабская весна, военные конфликты в Сирии, Йемене, Ливии и Украине, отметил он.
Причиной войны стало доведение до промышленного уровня двух технологий, произошедшее в середине нулевых. Речь идет о технологиях добычи сланцевых углеводородов и транспортировки СПГ. Первая включила в себя техническую сторону и экономико-финансовую, основанную на идеях о межотраслевом балансе.
Вторая создала альтернативу трубопроводам, а также сформировала предпосылки для возникновения газового рынка. До появления СПГ газового рынка не существовало, товар нельзя было купить на бирже. Вместо него были система контрактации газа и диктат поставщика, определявший отношения с покупателями, пояснил эксперт.
Развитие технологий заложило будущее противоречие — возникновение глобального газового рынка и слом старой системы взаимоотношений между покупателями и продавцами. Это означало нарастание борьбы за основные рынки сбыта газа в условиях переизбытка, созданного технологией добычи сланца. Растущая экономика, экологическая борьба и другие факторы вывели Европу на первый план в «набухавшей войне» за газ, полагает Несмиян.
Положение России
По его мнению, в этой войне Россия не смогла создать стратегию, которая обеспечила бы ей сохранение доминирующей позиции по поставкам газа в Европу. Успешная стратегия предполагала своевременную оценку отмирания старой системы и формирование нового предложения покупателям с обновленной системой ценообразования. РФ должна была предложить Европе рыночные условия, подкрепленные демонополизацией газовых поставок, диверсификацией маршрутов и созданием конкурентных схем поставок. Именно этого сегодня добивается Европа от «Газпрома». В таком случае передел рынка, который и является сутью войны, произошел бы не за счет России. Но Москва либо не понимает происходящего, либо пытается защитить старый монополистический принцип торговли. Оборонительная стратегия обычно является проигрышной, подчеркнул автор.
Результаты любой войны определяются до ее завершения. В основе победы — начальное соотношение потенциалов сторон и качества управления. По мнению Несмияна, российское руководство поздно осознало происходящее и не смогло выстроить стратегию с опорой на потенциал, который постоянно сокращался. Власти РФ отличает «тактический уровень мышления, когда горизонт событий — только соседняя деревня», добавил он. Кроме того, нужно учитывать серьезный уровень противника — США.
Аналитик отметил, что Россия ее уже проиграла происходящую на наших глазах газовую войну. Этому поспособствовали неравенство сил и возможностей, а также плохие отечественные «генералы». По итогам войны РФ потеряет минимум четверть, максимум треть газового рынка Европы, полагает Несмиян.
При этом нынешняя война не будет последней, за ней последует новая. Она будет связана с ликвидацией сегодняшних технологий добычи и транспортировки, точнее — с предложением более дешевого газа, в которое не будут закладывать стоимость доставки. Эта война уже готовится. Пока в ней все равны, подчеркнул эксперт. Опыт нынешней войны может быть очень важным и ценным для России в участии в следующем противостоянии, резюмировал он.