«Единую Россию» заподозрили втратах миллионов навыборы вобход законов
Финансирование политических кампаний в России может включать использование нелегальных фондов, выяснили СМИ.
Из предвыборных касс могут финансировать продвижение лояльных кандидатов и дискредитацию оппонентов. При этом деньги, проходящие через «черные кассы», гораздо больше сумм, которые по закону можно тратить на предвыборные кампании. Об этом со ссылкой на источники пишет «Медуза».
По ее данным, в сферу ответственности любого губернатора в РФ могут входить не только непосредственные обязанности, но и неформальные политические задачи. Основная из них — обеспечение победы на выборах провластных кандидатов и партий, в первую очередь представителей «Единой России». Среди других — подавление оппозиционеров, а также протестной активности в регионе. Выполнение подобных задач является незаконным.
По словам собеседников, региональные чиновники самостоятельно добывают средства на кампании и собирают их в неофициальных фондах. Средства могут использовать для оплаты агитации, социсследований, сбора подписей, услуг политтехнологов и кандидатов-спойлеров.
Источники назвали сборы денег «производственной необходимостью». По их словам, средства обеспечивают избирательные кампании муниципального, регионального и федерального уровней. Как уточнил один из региональных госслужащих, «белого» финансирования не хватит для обеспечения всех потребностей кампаний.
Российские законы ограничивают объем денег на избирательные кампании разных уровней. В первом туре президентских выборов кандидат может потратить не более 400 миллионов рублей. При этом источник средств должне быть только один — избирательный фонд. Кандидат в столичные градоначальники может потратить не более 250 миллионов, кандидат в Мосгордуму по одномандатному округу — 35 миллионов.
По версии издания, финансовые ограничения нужны для снижения влияния на власть крупного регионального или федерального бизнеса. Кроме того, они выставляют кандидатов в более выгодном свете. Один из источников назвал использование «черных касс» лицемерием, призванным показать якобы равные возможности кандидатов. Другой обратил внимание на бюрократию, в которой потонули бы кандидаты, если бы использовали только законные схемы.
Деньги на компании могут брать у местных предпринимателей, а также у крупных госкорпораций. К последним могут обращаться в случае присутствия компаний в регионе. Из центра могут финансировать выборы в сложных регионах, к которым можно отнести Хабаровский край.
Читайте также
Пользоваться нелегальными фондами может быть рискованно, несмотря на распространенность этой практики, пишет «Медуза». Об этом говорит судьба нескольких чиновников, которые оказались в тюрьме по обвинению во взяточничестве. Среди них — экс-глава Коми Вячеслав Гайзер, бывший челябинский руководитель Михаил Юревич и бывший ивановский глава Павел Коньков.
Собеседники издания утверждают, что в Кремле знают о системе «черных касс». Более того, столичные чиновники якобы регулируют их при рассмотрении стратегий для региональных кампаний.
При этом источники добавили, что в настоящее время роль нелегальных фондов уменьшается. Они указали на другую тенденцию — рост значимости административного ресурса. Это изменение произошло при нынешнем руководстве в Кремле. Для получения необходимых властям результатов на выборах якобы используют фальсификации и отсев сильных оппозиционеров на этапе регистрации, что снижает расходы на предвыборные кампании. Однако полностью «черные кассы» вряд ли исчезнут, считает один из кремлевских политтехнологов. По его словам, есть статьи расходов, которые невозможно провести законно.