Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Художники тянутся ктоталитарной власти— мнение

Почему можно говорить озавороженности художников ивластителей друг другом?

Для художника естественно тяготение к власти, особенно тоталитарной, считает писатель и публицист Дмитрий Быков. Об их «прямой завороженности» друг другом он рассказал в эфире «Эха Москвы».

По его мнению, это объясняется тем, что и художник, и властитель одинаково противопоставлены толпе. Они защищают иерархии, они существуют благодаря им и своему иерархическому мышлению. Комментатор назвал эту мысль жестокой, опасной и соблазнительной. Однако, по его мнению, многие замечали это тяготение: и художники, и властители.

Быков привел в пример «задушевные беседы» современных театральных деятелей с президентом Владимиром Путиным или апелляцию артистов к нему в виде подписания одобрительных писем. По мнению писателя, в этом нет корысти, но есть «глубокое родство»: «искусство тоже власть, искусство претендует на власть». Он отметил неслучайность того, что театр и террор созвучны. Быков также увидел неслучайное сходство в театральной практике террора и театральности государственной жестокости.

Он полагает, что художники понимают власть. Хотя привычнее думать, что художники свободолюбивы. В реальности таких очень мало. Это люди, которым свобода творчества «органически важна». Среди них могут быть одиночки или небольшие коллективы, которые не получают государственных денег. Однако для большинства художников характерно прибегать к власти с протянутой рукой, считает Быков.

Большинство людей во власти и большинство представителей «серьезного искусства» являются людьми с иерархическим сознанием, потому они хорошо понимают друг друга. Они также понимают, что будет при победе толпы: она сметет властителей и растопчет работы художников. В этом комментатор увидел «роковой союз, роковое тяготение», которые типичны не только для современной России. Они характеры для нашей страны в другие исторические эпохи, а также для других стран. В Голливуде типичным примером тяготеющего к власти художника может служить режиссер Оливер Стоун, а примером свободного — режиссер Майкл Мур.

Писатель добавил, что критическое и скептическое отношение к власти присуще немногим художникам и культурам. В российской культуре такой традиции нет, потому что она архаична и иерархична, заключил Быков.

Полная версия