Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Российские тюрьмы переполнены жертвами домашнего насилия

Большинство женщин (79%), осужденных в 2016-2018 годах за умышленное убийство, защищались от домашнего насилия.

52% россиянок, осужденных за повлекшее смерть причинение тяжкого вреда здоровью, тоже защищались от партнеров, мужей или родственников-мужчин. К таким выводам пришли «Новая газета» и «Медиазона» в совместном исследовании. Они изучили около 2,5 тысяч судебных приговоров.

Журналисты также проанализировали около 1,5 тысячи приговоров (2011-2018 года) за убийство при превышении пределов необходимой обороны. Выяснилось, что в этих случаях от партнеров защищались 91% женщин. При этом осужденные по этой статье мужчины защищались от партнерш только в 3% случаев.

Авторы пришли к выводу, что «масштабы домашнего насилия в России огромны, а суды и правоохранительные органы склонны вставать на сторону агрессора».

За убийство и причинение вреда здоровью, повлекшее смерть, грозит до 15 лет тюрьмы, за превышение обороны — до двух лет. Однако многих дел не должно было быть, подчеркнули журналисты.

Как пояснили адвокаты, судьи аргументируют превышение полномочий тем, что обвиняемые должны использовать «социально приемлемый способ» самозащиты, то есть выбежать из квартиры, спрятаться у соседей. Однако если для защиты своей жизни они используют какой-то предмет, и отражают нападение, такой вариант считают социально неприемлемым. Такое заблуждение есть у юристов, судей и правоохранителей, подчеркнули собеседники изданий.

Как выяснили журналисты, в 97% случаев убийств орудием был кухонный нож. Криминалисты отметили, что женщины редко инициировали конфликты. Обычно они наносили удары спонтанно, часто — тем оружием, которым им угрожал агрессор. Большинство этих случаев нужно квалифицировать как самооборону или ее превышение, однако следователям выгоднее расследовать дела как убийства. Как пояснил бывший сотрудник СК, для ведомства главное — статистика раскрываемости преступлений, то есть количество дел, доведенных до суда.

Судьи, прокуроры и даже адвокаты склонны обвинять подсудимых женщин в том, что они якобы доводят ситуацию до убийства. В психиатрических экспертизах, которые назначают во время следствия, редко говорится о состоянии аффекта в момент убийства, потому что насилие для женщин носило «системный характер» и они должна были к нему привыкнуть. Более того, ни следователи, ни прокуроры, ни судьи не учитывают ситуацию домашнего насилия, которая привела к убийству агрессора, подчеркнули опрошенные адвокаты осужденных женщин.

Ранее в ответе Минюста на вопросы ЕСПЧ было сказано, что проблема домашнего насилия в России «преувеличена». По мнению ведомства, от него больше страдают мужчины, потому что от них не ждут просьб о защите от партнерш. После этого родственники нескольких россиянок, которых убили мужья или довели до самоубийства, потребовали проверить автора послания, замминистра юстиции Максима Гальперина на профпригодность.

Полная версия