Экономист оценил целесообразность строительства моста через Лену
Создание автомоста через Лену рядом с Якутском получило поддержку президента Владимира Путина.
Кабмин РФ получил поручение подготовить соответствующие предложения, сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. Глава республики Айсен Николаев подтвердил строительство переправы. Он выложил в фейсбуке фотографию письма, которое направил главе государства.
Проект и стоимость
Согласно предварительной финансовой модели, стоимость моста и подъездов к нему обойдется в 64 миллиарда рублей (без НДС). В сумму включили частные инвестиции (9,5 миллиардов) и капитальный грант в (54 миллиарда: 48 из федеральной казны, 6 из республиканской). С НДС сумму составит почти 83 миллиада рублей. Оплату налога возложат на инвестора, чье вложение увеличится до 29 миллиардов.
В письме Николаева Путину говорится, что региональные власти провели переговоры с потенциальным инвестором о создании моста на базе частной концессионной инициативы. По расчетам, протяженность переправы составит три километра, подходов к нему — 11 километров. Место прохождения трассы определено.
Как пишет глава республики, если проект получит грант, то строительство планируют завершить в 2025 году. Его открытие повысит в два раза транспортную доступность в течение всего года, увеличит ВРП республики на 2,5–3%, снизит ежегодные траты на северный завоз на 4 миллиарда рублей.
По информации «Коммерсанта», вантовый мост будет двух полосным. В первые годы после запуска он примет более 1,5 миллионов автомобилей. При этом около 20% трафика составят грузовики. К 2043 году загруженность вырастет до 2 миллионов машин, количество грузового транспорта удвоится.
Предполагается, что легковушки будут пользоваться переправой бесплатно, все остальные машин — за деньги. Этот подход заложен в финансовой модели. Плата будет зависеть от категории авто и года. В первый год работы машина II категории сможет проехать за 1000 рублей, в 2043 машина IV категории — за 4 тысячи рублей. Сборы за проезд к 2044 году должны составить около 32 миллиардов рублей, сообщили собеседники издания.
Идея создания моста
В настоящее время Якутск является единственным из ста крупнейших городов России, не имеющим круглогодичного наземного транспортного сообщения с выходом на федеральные трассы. Зимой автомобили пересекают Лену по ледовой дороге, летом — на паромах.
Идее создания моста через главную водную артерию Якутии уже несколько десятков лет. Концепцию создали в 1980-е годы, пять лет назад провели конкурс на строительство. В 2018 году к проекту снова вернулись. Во время последней прямой линии президент вспомнил об этой идее. В итоге ее внесли в проект нацпрограммы развития Дальневосточного округа.
В транспортном ведомстве изданию сказали, что строительство моста с привлечением частных денег станет первым подобным опытом для объектов жизнеобеспечения. Это создает сложность, поскольку нужно соблюсти баланс интересов жителей и инвестора. Проект рассмотрят в ближайшее время. Его могут включить в КПМИ.
Целесообразность стройки
Опрошенные изданием эксперты отметили, что проект имеет вполне очевидную целесообразность с экономической и социальной точек зрения.
Они назвали его последней из «застарелых проблем», требующих «инфраструктурного решения». Если бы не начали строить Крымский мост, то Ленский бы уже был готов, сказали собеседники издания. По их словам, бюджетный профицит необходимо тратить на оправданные инфраструктурные проекты, в которым относится мост через Лену. Присутствие частных инвестиций подчеркивает экономическую востребованность проекта.
Читайте также
Специалисты добавили, что люди будут готовы платить за проезд из-за длительного отсутствия сообщения между частями республики.
Эксперт Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов назвал Ленский мост одним из пунктов комплекса проектов, реализуемых в Дальневосточном ФО.Новые порты, верфи и железнодорожные узлы связаны с Севморпутем.
По его мнению, создание моста будет иметь краткосрочный и долгосрочный эффекты. Первый выразится в оживлении бизнеса Якутска: финансовые вливания увеличатся в строительной сфере, обслуживании, логистике. Появятся новые рабочие места, новые предприятия. Второй проявится в появлении круглогодичной транспортной связи, что положительно отразится на доставке товаров и логистике. Стоимость продуктов может уменьшиться, а ассортимент — расшириться. С появлением нового дорожного объекта начнут открываться СТО, гостиницы, кафе. Все это повысит уровень жизни местных жителей, пояснил эксперт.
По его оценка, переправа быстро окупится. Она расширит возможности экономического развития Якутии, заключил собеседник «Экономики сегодня».