Как силовики смогут использовать запрет наркопропаганды в сети
Журналист Дмитрий Колезев раскритиковал законопроект о борьбе с пропагандой наркотиков в интернете.
Что произошло
На минувшей неделе президент РФ Владимир Путин поручил кабмину ввести уголовную ответственность за пропаганду наркотиков в интернете. Соответствующий законопроект в Госдуму внесли справедливороссы. В Кремле назвали их инициативу самостоятельной, не связанной с поручением правительству.
Авторы описали наркопропаганду как «деятельность по распространению информации», нацеленной на формирование «нейтрального, терпимого или положительного отношения» к наркотическим веществам, а также на представление о допустимости их употребления, хранения или оборота. Они предложили сажать за нее на 5-7 лет.
Новая 282-я статья?
Дмитрий Колезев отметил, что этот закон смогут применять не только против торговцев наркотиками. Он может повторить судьбу 282-й статьи, по которой сажают всех неугодных силовикам, написал он в телеграм-канале.
Журналист уточнил, что под действие закона подведут даже нейтральные высказывания, соответственно, можно ждать преследований за мемы, анекдоты, кадры из фильмов и т.п. Найти такой контент в соцсетях не составит труда. Первыми под удар могут попасть активисты и оппозиционеры, предположил автор.
Он обратил внимания на то, что «обосновывать "пропаганду"» будут эксперты, которые не вызывают доверия. Колезев выразил опасения, что из-за экспертизы, которая может признать опасной безобидные слова, люди рискуют попасть в тюрьму.
Удар по культуре
По его словам, закон может ударить по литературе, музыке и другим видам искусства, частью которой на протяжении многих веков являются наркотики. Он вспомнил о пристрастиях героев Конан Дойля и Михаила Булгакова, Виктора Пелевина и Владимира Сорокина, а также о персонажах сериала Breaking Bad. Вряд ли кто-то назовет эти проивзедения пропагандой, однако эксперты могут признать их таковыми. В итоге фрагменты произведений в сети будут под запретом. Под удар попадут и музыканты, от Егора Крида до «Кровостока». Ведь даже нейтральные слова могут посчитать незаконными, напомнил комментатор.
По его мнению, предложенный проект не решит проблему. Наркоторговля процветает в даркнете, а также ведется через анонимные телеграм-боты. Привлечь людей, которые размещают там рекламу, не получится. Сейчас уже есть запрет на распространение информации об изготовлении и использовании наркотиков, местах их приобретения и т.д. За публикацию подобных данных предусмотрено административное наказание, которое редко применяется. Если по административной статье почти никого не наказывают, то зачем нужна уголовная, задался вопросом журналист.
Он предположил, что запрет может дать обратный эффект. Популярность запрещенных веществ в среде молодежи частично связана с их нелегальностью. Если запретят даже говорить о наркотиках, то это может подогреть интерес к теме. Существует масса эвфемизмов, обозначающих наркотики. При этом несведущие люди ничего об этом не знают, добавил Колезев.
Конец дискуссии
Закон может похоронить обсуждение наркотиков в России. Пока в развитых странах смягчают антинаркотическое законодательство, в РФ нельзя будет даже обсуждать этот вопрос. Это лишит страну альтернативы, добавил он.
Список запрещенных веществ определяет государство, которое ведет себя непоследовательно. Оно не запрещает алкоголь, который выступает сильнодействующим наркотиком и депрессантом. Более того, его употребление пропагандируется как часть национальной культуры. При этом менее вредные вещества официально запрещены. Уже это вызывает вопросы. По новому закону нельзя будет обсуждать даже уксусную кислоту, пояснил журналист.
По его мысли, нельзя отправлять людей за решетку «просто за слова», что предлагает законопроект. Он предложил наказывать торговцев веществами, ловить коррумпированных силовиков и чиновников, связанных с трафиком, а также создавать центры для лечения и реабилитации людей с наркозависимостью.