Судья разнес высшее образование в России
Судья Конституционного суда РФ Константин Арановский раскритиковал систему высшего образования России.
Свое мнение он высказал по одному из последних решений КС. Документ обнаружил и изучил «Коммерсантъ».
«Особое мнение»
Арановский отметил, что наличие российского диплома не дает гарантий относительно квалификации его обладателя. Более того, у таких документов — плохая репутация, считает он. По его мнению, в отечественной системе образования отмечается «столько динамики», что нельзя говорить о качестве. В пример он привел идею изменения правил аккредитации вузов с последующим распределением их на три категории, а также внедрение «болонской системы».
Судья полагает, что на образовательные реформы направили «бессчетные ресурсы», которые можно было потратить «на благо науки и на достойную оплату» преподавателей. Он напомнил, что преобразования проводят почти 30 лет, однако положительных результатов до сих пор не видно.
Арановский также указал на низкие доходы преподавателей, от благополучия которых зависит качество обучения. По его словам, преподаватели получают «скудно», если не работает в управлении. Они могут «прирастить бедный свой заработок» за счет хорошей статистики, рейтингов и отчетности, которые дороги ректоратам и ведомствам. Для этого работникам нужно развивать навыки, которые не нужны при работе со студентами, отметил автор.
Он также укорил вузы в отказе от самоуправления и академической свободы и обслуживании системы, выдающей «разрешения на профессию». Подотчетность высшей школы негативно отражается на преподавании и науки. В подобных условиях невозможно говорить о качестве российским образовательных документов, пояснил он.
Что думают в вузах
Ректор МГПУ Игорь Реморенко, работавший замминистра образования, не согласился с судьей. По его мнению, автономия вузов связана со степенью, а не с профессиональной квалификацией. Сегодня университеты по итогам получения образования присваивают степень и квалификацию. Первая связана с интересами и смыслами, вторая — с требованиями к профессии. Судья путает эти понятия, полагает ректор. По его словам, вузы нужны избавить от необходимости присвоения квалификаций и отдать ее специальным структурам.
Реморенко также не согласился с критикой реформирования образовательной системы. Подобное происходит во всех странах, но останавливать процесс нельзя, сказал он изданию.
Читайте также
Сопредседательница профсоюза «Университетская солидарность» Ванда Тиллес удивилась тому, что судья хорошо осведомлен о ситуации в высшей школе. Многие преподаватели согласны с его точкой зрений относительно автономии и «болонской системы» и качества образования. По ее словам, вузовскую самостоятельность подорвало Минобрнауки, которое выстраивает вертикаль. Вузы лишили возможности выбирать ректоров, которые теперь назначают в министерстве. Кроме того, факультеты и кафедры закрываются, чтобы не выбирать деканов. Преподавателей держат на коротком поводке благодаря годичным контрактам, добавила она.
Тиллес также указала на давление, которому подвергают участников независимых преподавательских профсоюзов. Эти проблемы отражаются на качестве образования и авторитетности российских дипломов, подчеркнула она.
Вице-президент РАН Алексей Хохлов признал постоянное снижение качества знаний у российских студентов. Однако он не согласился с тем, что расширение вузовской автономии поможет решить проблему. Сегодня это может привести к «закукливанию и стагнации», а также лишит университеты мотивации, пояснил он. Представитель РАН предложил усилить сторонний профессиональный контроль над вузами. К примеру, выпускные экзамены могли бы принимать внешние комиссии, в которые включили бы работодателей и отраслевых экспертов.
Профессор ЛГУ Станислав Еремеев считает, что необходимо сохранить государственное финансироваие академической науки, а также наладить контакты между вузами и реальным сектором экономики. Кроме того, он призвал не игноорировать возможности для развития науки, передает ФАН.