«Безнадега»: Politico назвал главную проблему российской оппозиции
Независимый журналист Леонид Рагозин проанализировал «заход звезды» Владимира Путина.
Основная проблема российских оппозиционеров
Главным итогом выборов в Мосгордуму для оппозиции стали не плохие результаты провластных кандидатов. Они продемонстрировали, что россияне больше не чувствуют себя беспомощными перед госвластью, написал он в колонке для Politico.
По его словам, самым безопасным поведением для россиян является конформизм. Самой большой проблемой оппозиции — не давление властей, а «безнадега». Под ней автор понимает «всеобщее чувство безнадежности, которое парализует всю длительную работу по изменению положения дел и маргинализирует тех, кто пытается это сделать». Журналист полагает, что на прошедших выборах оппозиции, во главу которой он поставил Алексея Навального, удалось победить именно безнадегу.
При этом он оценил результат столичных выборов как скромный, но успешный. Выборы обеспечили оппозиционерам, включая Навального, большую легитимность в сравнении с провластными политиками. Последние смогли победить за счет манипуляций и фальсификаций, отметил Рагозин.
По его мнению, перемены в России идут «мучительно медленно». При этом оптимистичные периоды часто завершаются катастрофами. Но сейчас появилась надежда на то, что Навальному удалось передать воодушевление и избирателям, и новым лидерами либеральной оппозиции, отметил автор.
По его словам, ситуация небезосновательно вызывает беспокойство Кремля. Он привел в пример августовский опрос «Левада-центра», согласно которому 37% москвичей поддержали протесты и 27% высказались против. Эти данные журналист назвал поразительными для централизованной страны, в которой выживают режимы, контролирующие столицу. Аналогичные процессы происходят и в регионах, добавил он.
Главная проблема Владимира Путина
Для российского президента вопрос заключается в том, «как сдержать стремительно распространяющееся недовольство», полагает автор. Путин уже не сможет повторить Крым, присоединение которого обеспечило ему взлет рейтингов, потому что регионов с похожей спецификой больше нет. По словам Рагозина, в Крыму живут пророссийские граждане, имеющие тесные контакты с РФ, что вызывало чувство исторической несправедливости. Сейчас нет и историй вроде майдана, чтобы сделать из других стран «легкую добычу» России. Более того, россияне не имеют стремления к территориальной экспансии, отметил он.
Читайте также
Власти пытались добиться поддержки москвичей другими способами: реконструкцией улиц и транспортной инфраструктуры. Миллиардные вливания превратили Москву в привлекательный и самый современный на постсоветском пространстве город. Но поддержка не выросла, протесты не ослабли. Напротив, реконструкция без обсуждений, разгул коррупции и постоянные стройки увеличили число недовольных.
Рагозин предположил, что «передышку» Путину могло бы дать соглашение с Киевом о прекращении конфликта в Донбассе и последующее за ним прекращение международной изоляции Москвы. В последнее время появились признаки ослабления напряжения между странами. Однако Крым не помог поднять падающую популярность Путина и другие «внешнеполитические трюки» тоже не помогут, считает автор.
По его словам, «сползание России к авторитаризму» закрыло важные перемены в обществе. Сегодня россияне в большей степени оправились от советских травм и «лихих 90-х», они стали состоятельнее и космополитичнее. Появились новые слои, активное гражданское общество и новое поколение, которое не хочет «всю жизнь прожить и состариться при Путине». Его режим был актуален для общества 20-летней давности. Однако то поколение уступает место новому, подчеркнул Леонид Рагозин.