Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Шульман: настал момент для закона о домашнем насилии

Шансы на принятие закона о профилактике домашнего насилия выросли, считает политолог Екатерина Шульман.

Она напомнила, что 144 страны приняли подобные законы. Однако России среди них до сих пор нет, рассказала специалистка в эфире «Эха Москвы».

По ее мнению, сейчас в РФ сложились многие факторы, которые увеличили возможности для принятия этого важнейшего для страны документа. Среди них — повышение видимости проблемы домашнего насилия. Она выражается в сетевых флешмобах (#янебоюсьсказать и других), громких публикациях в СМИ и блогах, а также освещении многочисленных историй насилия (как резонансное дело сестер Хачатурян). Шульман также обратила внимание на изменение социальной нормы, при которой «прежнее варварство» уже неприемлемо.

Другой стороной является законодательная работа в этом направлении. Есть группа при СПЧ по разработке закона о домашнем насилии, есть готовый проект у депутата ГД Оксаны Пушкиной. Стороны создали компромиссный вариант, который готовы представить общественности. По оценке Шульман, он может пройти Госдуму.

Еще одним фактором стало первое решение ЕСПЧ, который обязал РФ выплатить компенсацию россиянке. Ей пришлось покинуть страну из-за преследований бывшего сожителя и бездействия полиции. Шульман отметила, что несмотря на педалирование темы независимости РФ от международных организаций, Россия выполняет решения ЕСПЧ. Она не только выплачивает компенсации, но и имплементирует рекомендации суда и Совета Европы в части изменения своего законодательства.

«Это не очень манифестируется, поскольку как-то противоречит национальной гордости великоросса, но, тем не менее, это на самом деле происходит», — пояснила она. Вкупе все эти факторы создают надежду на продвижение закона.

Документ предусматривает введение двух норм, которых никогда не было в отечественных законах. Первая — запрет на приближение, который смогут выписывать участковые и судьи. Он поможет развести агрессоров и тех, кому необходима защита. Вторая — создание временных убежищ для переживших насилие.

Других «радикальных новаций» в законе нет, поскольку он не нацелен на установление всеобщего семейного счастья в стране, пояснила политолог. Его главная цель — снизить количество тяжких и особо тяжких преступлений, прежде всего, убийств в этой сфере. Экспертка напомнила об опыте стран Евразии, принявших подобные законы. В этих государствах, ассоциирующихся с традиционным семейным укладом, число преступлений после принятия закона уменьшилось на 30-40%. Она добавила, что убийства зачастую совершают близкие и родные. Меры профилактики помогут снизить число насильственных преступлений, которое является очень высоким в этой сфере, добавила Екатерина Шульман.

Полная версия