Названы имена подозреваемых в крушении МН17
Объединенная следственная группа (JIT) обнародовала имена четырех человек, подозреваемых в причастности к крушению пассажирского самолета в Донбассе в 2014 году.
Среди них трое россиян и один украинец: Игорь Гиркин (Стрелков), Сергей Дубинский (позывной «Хмурый»), Олег Пулатов («Гроза», «Халиф») и Леонид Харченко («Крот»). Им предъявят обвинения в убийстве, сообщила «Новая газета» со ссылкой на родственников погибших. Их оповестили до начала официального заседания, на котором обнародуют обвинения в причастности к крушению борта.
По данным издания, Гиркин возглавлял ВС ДНР, а Дубинский — контрразведку. Второй был подчиненным первого. «Новая» утверждает, что Дубинский отвечал за доставку «Бука» в Донбасс. Он также мог координировать ее боевое применение. JIT также назвала Дубинского руководителем перемещения установки. По сведениям группы, до 2015 года он служил в ВС России.
Пулатова следователи назвали заместителем Дубинского в контрразведке ДНР. В день атаки на боинг он сопровождал ЗРК и находился рядом с ним во время пуска ракеты, отметили они.
Все трое россиян служили в российском спецназе, а также принимали участие в боевых действиях в Чечне, утверждает JIT.
Харченко был подчиненным Пулатова и возглавлял одно из подразделений ГРУ ДНР. Он сопровождал «Бук» близ города Снежное, откуда был совершен пуск ракеты. Он также находился рядом с установкой в момент пуска, выяснили следователи.
По словам родственников погибших, суд по катастрофе рейса МH17 запланирован на март 2020 года.
Версия Bellingcat
Группа исследователей Bellingcat обнародовала имена 12 людей, которые, по их версии, могли быть причастны к крушению пассажирского самолета.
Некоторые из них фигурировали в переговорах представителей ДНР и ЛНР, которые перехватила Служба безопасности Украины. Из переговоров Bellingcat установила имена двух людей: Валерий Александрович Стельмах (позывные «Наемник» и «Батя») и Игорь Николаевич Безлер (позывной «Бес»). Второй является руководителем первого.
По утверждению исследователей, Стельмах сообщил Безлеру о самолете. Он добавил, что к нему «полетит птичка». Безлер приказал передать это сообщение «наверх». Авторы исследования предположили, что речь шла о ГРУ ДНР (военная разведка). Так Безлер мог поспособствовать ошибочной идентификации боинга и удару по нему, считают авторы.
По данным СБУ, голос Безлера присутствует в перехваченном разговоре с предполагаемым российским разведчиком Василием Гераниным. В разговоре первый сообщил второму о сбитом самолете и месте его падения — «за Енакиево». Он также указал на «группу "Минера"». Минер — позывной одного из подчиненных Безлера Игоря Украинца. Его причастность к крушению самолета Группа Bellingcat не выявила.
Еще одним причастным группа назвала министра обороны ДНР Игоря Стрелкова. По их мнению, он знал о вывозе «Бука» из Донбасса после крушения лайнера и его доставке.
Исследователи не назвали имен управлявших «Бук-М1», из которого сбили пассажирский борт. Авторы предположили, что установку не передавали ополченцам. По их словам, ею должны были управлять хорошо обученные российские военные. Вероятно, бойцы 2-го дивизиона 53-й зенитной ракетной бригады, базирующейся под Курском, отметила Bellingcat без раскрытия аргументов.
«Шуты гороховые»
Предварительные итоги расследования уже раскритиковали в Госдуме. Так, единоросс Виталий Милонов в комментарии ФАН заявил, что они не имеют официального статуса. Он выразил мнение, что и самого расследования не было.
Свою мысль парламентарий пояснил так: следствие проводилось людьми, не имеющими признанного статуса международной комиссии. Отдельно он обратил внимание на то, что Россия даже не была привлечена к процессу расследования.
Все это, как считает Милонов, позволяет говорить, что расследованием руководили «шуты гороховые». Мол, яркое свидетельство тому – обвинение в адрес Стрелкова (Гиркина). Реагировать на такие итоги расследования и вовсе не стоит, считает депутат.
О сомнительном характере расследования заявил и политолог Алексей Исполинов. В своем комментарии «Экономике сегодня» он обратил внимание, что соглашение о расследовании подписали пять стран, и России среди них нет.
Он также указал, что пока не создан трибунал, да и вообще правом предъявлять обвинение по такому делу обладает разве что Международный уголовный суд. Однако МУС итоги этого расследования не заинтересуют, уверен Исполинов.