В 2018 году больше половины российских граждан перешли на покупку товаров только со скидками.
В прошлом году доля россиян, покупающих товары исключительно по акциям, достигла 50,6%. Впервые психологическая отметка в 50% была превышена. Такие данные привели в компании Ipsos Comcon, пишет «Коммерсантъ».
В 2017 году доля охотников за скидками составила 45%, в 2016-м — 41%. Дело в том, что граждане привыкли экономить и ждать начала акций, пояснили в Ipsos Comcon.
Что говорят на рынке
В последние годы в магазинах «М.Видео—Эльдорадо» доля промотоваров составляет более половины. Этому способствует конкуренция между сетями и производителями. Аналогичного мнения придерживаются в группе «Связной—Евросеть». В компании надеются, что смогут сократить промо в будущем году.
Решение об ограничении промоактивности в прошлом году приняли в X5 Retail Group, куда входят «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель». В настоящее время в магазинах этих сетей доля товаров со скидками не превышает 35%.
В Leroy Merlin сказали, что не продают товары по акциям.
Что думают эксперты
В «Nielsen Россия» добавили, что доля промотоваров уже достигла 70% по некоторым категориям повседневных товаров. По подсчетам компании, в первом квартале нынешнего года число экономящих граждан выросло до 69% (+7%), число перешедших на более дешевые товары — до 57% (+2%). Эксперты связали тренд на экономию с длительным падением доходов населения и снижением индекса потребительского доверия.
В «Руспродсоюзе» отметили, что продажи продуктов в натуральном выражении так и не достигли докризисного уровня 2013 года. В ассоциации добавили, что постоянные промоакции сокращают продажи товаров без акций. Однако полностью отказаться от них крайне сложно, поскольку низка покупательная способность граждан. Можно отказаться от скидок только одновременно, в противном случае выиграет сеть, которая сохранит акции.
В «Русбренде» подчеркнули, что привычка к покупкам по акциям размывает ценности марки и снижает ее стоимость для покупателей. Это может привести к удару по продажам. Из-за подобных опасений ретейлеры и производители начали менять подход к стимулированию покупателей: они предлагают вместо скидок накопление баллов, которыми можно рассчитываться.
В Ipsos Comcon указали на отсутствие предпосылок для отказа от акций. Во-первых, россияне не ждут улучшения экономической ситуации и роста доходов. Во-вторых, сети продолжают вести активные промокомпании. Сегодня противодействующим является только один тренд — на осознанное потребление. Однако он характерен для малой части покупателей, относящихся к людям со средним и высоким доходом. Отказаться от скидок может помочь только уникальное предложение, добавили в «Руспродсоюзе».
По информации Росстата, в первом квартале 2019 года реальных доходы россиян снизились на 2,3%, а индекс потребительского доверия — до исторического минимума в 62 пункта.