Москва
27 декабря ‘24
Пятница

Орех: вера в высшую силу у высшей власти похожа на ту, что была 100 лет назад

Публицист Антон Орех рассказал о том, как современное руководство РФ стало религиозным и к чему это может привести.

По его словам, когда Владимир Путин пришел к власти, он не был религиозным и не разбирался в церковных вопросах. Тогда ни у кого не было мыслей про «три храма в сутки», добавил он в колонке для МБХ-медиа.

Орех оценил строительство церквей в современной РФ как «прагматическую сделку» для РПЦ и власти: первая распространяет свое влияние и зарабатывает деньги, вторая получает идеологию взамен отошедшей коммунистической. По его словам, каждый храм — «торговая точка, досуговый центр и центр оказания услуг, если говорить мирским языком». В идеологическом плане коммунистические заповеди заменили десятью заповедями, а портреты вождя революции и генсека — иконами и портретами президента. Принцип сохранился, изменились только идолы, отметил автор.

Но сегодня можно говорить не только о бизнесе и идеологии: Россия снова пришла к «распутинщине». Орех напомнил о старце Илие, которого СМИ называют популярным среди высших чиновников. 100 лет назад Григорий Распутин тоже был популярен — только в царской семье. Публицист подчеркнул, что не сравнивает двух деятелей. Однако «упование на мудрость прозорливцев, религиозный мистицизм, вера в высшую силу у высшей власти» весьма похожи на то, что Россия переживала до революции.

При этом и глава государства, и народ не имели выбора в монархический период: царя не выбирали. Для населения это было лотерея: монархом мог оказаться умный или глупый человек, историческая личность или бездарь. Император отвечал только перед собой, а его политика зачастую зависела от окружения. Так, Николай II «нашел поддержку в диком русском мужике Григории Распутине».

Нынешняя ситуация в теории выглядит противоположной: президентов выбирают на ограниченное количество времени, они отчитываются перед населением, которое может менять власть. Однако в реальности Россией уже 20 лет руководит один человек и не известно, когда завершится его правление. Дважды в год он общается с массами: на прямых линиях и больших пресс-конференциях. На них Путин выступает «даже не в образе царя, а в роли полубога», считает публицист.

В итоге политика вновь зависит от «капризов самодержца», влияния на него фаворитов и приближенных. Путин считает себя не просто человеком, вошедшим в историю. Он видит себя творцом истории, указывает Орех. В таких условиях ему необходима поддержка высших сил, которую в народ транслируют РПЦ, патриарх и старцы. Якобы власть президента — не просто от избравшего его народа, а от бога; а сам он — богопомазанный правитель.

Жизнь россиян оказывается в зависимости от случайных людей, которые повстречались президенту на жизненном пути. Однако для власти это тоже плохо. Ведь сто лет назад гибели монархии и установлению советской власти помогла в том числе распутинщина, резюмировал Антон Орех.

Полная версия