Катастрофа SS100 в Шереметьеве: главное
В результате жесткой посадки Sukhoi Superjet 100 в столичном аэропорту погиб 41 человек, включая двоих детей и члена экипажа.
На борту лайнера находились 78 пассажиров и членов экипажа. Из них выжили 37 человек, заявили в Следкоме РФ. Компания «Аэрофлот», которой принадлежит самолет, опубликовала список выживших пассажиров. По ее данным, пять человек госпитализированы.
Что произошло?
Вечером 5 мая самолет «Аэрофлота» вылетел из Шереметьево в Мурманск. Через некоторое время после вылета он запросил аварийную посадку, далее связь пропала. Лайнер совершил жесткую посадку в аэропорту вылета, в ходе которой он загорелся. Он сел на высокой скорости — около 287 километров в час. Масса «суперджета» превышала допустимую для посадки на тонну, поскольку самолет не израсходовал топливо. Кроме того, лайнер сел при не работавшем оборудовании.
По данным Flightradar24, «Сухой» взлетел, развернулся, сделал круг и приземлился. Он дважды «скакнул» на полосе, ударившись шасси и носом. После этого стойки подломились и вспыхнул пожар. Развитие событий видно по кадрам аварийной посадки.
Версии произошедшего
Официальных данных о причинах жесткой посадки и возгорания на борту пока нет. По информации РИА Новости, причиной пожара могли стать проблемы с оборудованием. Предполагалось, что возгорание произошло в электропроводке. Собеседник издания в Росавиации добавил, что стойки подломились при посадке, после чего загорелись оба движка.
По версии «Базы», к пожару привел сбой в двигателе, который вспыхнул. По сведениям ТАСС, к пожару могло привести попадание молнии. Впоследствии экипаж и некоторые пассажиры подтвердили, что в самолет попала молния. В «Аэрофлоте» заявили, что возгорание двигателей произошло после посадки. По данным компании, причины инцидента — технические.
Детали
По сообщению источников журналиста Сергея Доренко, экипаж эвакуировал пассажиров из самолета за 55 секунд при нормативе в 99. Пилоты покинули лайнер последними. Однако всех спасти не удалось. По некоторым данным, эвакуации мешали сами пассажиры. Покидая самолет, они в панике доставали с полок вещи и задерживали очередь на выход. В это время горела хвостовая часть, где произошло возгорание и где находились люди. Эти данные не подтверждены официально.
На месте посадки «Суперджета» нашли два бортовых самописца, сообщил РБК со ссылкой на МЧС.
Следком возбудил уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации самолетов, которое повлекло смерть более двух людей.
Мурманская область объявила траур по погибшим. Он продлится три дня. Региональные власти заявили, что семьи погибших получат до 1 миллиона рублей, пострадавшие — до 500 тысяч.
К настоящему моменту работа Шереметьево почти восстановлена. Рейсы до Мурманска возобновлены. Утром аэропорт принял первый после катастрофы самолет из этого города.
Проблемы «Сухого»
После аварии в Шереметьеве возобновилась дискуссия об отечественных самолетах SSJ 100. По информации канала «Малюта Скуратов», за последний год с ними произошло не менее восьми крупных происшествий.
В апреле этого года вылет рейса SU 1351 Воронеж—Москва отложили почти на одиннадцать часов из-за технического сбоя. В марте «Суперджет» экстренно сел в Шереметьеве из-за треснувшего стекла. В феврале рейс Тюмень — Москва после посадки задел крылом столб. В октябре 2018 года рейс Москва — Ханты-Мансийск вернулся в аэропорт по технической причине. В том же месяце лайнер выкатился за пределы ВПП в Якутии. В июле самолет без стойки шасси сел в Раменском. В июне рейс Иркутск — Петербург приземлился в Барнауле из-за сработавшей пожарной сигнализации.
В соцсетях звучат призывы запретить полеты «Сухого» на время расследования причин аварии в Шереметьев. Для этой цели создана петиция. На момент публикации заметки ее подписала почти тысяча человек. В Росавиации заявили, что не планируют ограничивать полеты SSJ100.
Доренко отметил в телеграме, что «Сухой» — хороший самолет. Однако у него не всегда работает механизация крыла, шасси и электроника, есть конструктивная проблема с камерой сгорания, поэтому двигатели являются «слабым местом этого чудесного самолета в то время, когда он работает». Но «Суперджеты» много времени проводят не в полетах, а ремонтах, при которых движки не нужны. В остальном самолеты — «гордость отечественного авиапрома», резюмировал журналист.
Слишком много средств потрачено на этот проект: и в разработку самолета, и в его закупки для региональных перевозок, пишет «Скуратов».