Закон об оскорблении власти впервые применили в Ярославле
Генпрокуратура РФ применила новый закон и потребовала от Роскомнадзора воздействия на ярославские СМИ для удаления новостей об оскорбительной надписи про президента.
По словам собеседника TJ из ярославского издания, на надзорное ведомство оказали давление из Генеральной прокуратуры. Редактор местного портала «76.ru» Ольга Прохорова побывала в офисе местного Роскомнадзора. После этого она заявила, что давление «идет гораздо выше».
По новому закону, ГП должна требовать от Роскомнадзора ограничения доступа к ресурсам, распространяющим оскорбления в случае неудаления информации.
По данным TJ, как минимум пять ярославских порталов удалили сообщения, в которых говорилось о надписи в адрес Владимира Путина. Среди них — «Эхо Москвы» в Ярославле, «Ярославский регион», «PRO Город», «Первый Ярославский», «Московский комсомолец-Ярославль». Они заявили, что не получали уведомления от РКН.
Издание «Яркуб» написало в телеграме, что РКН дважды просил его удалить новость, объяснив это интересом к теме «федерального ведомства». Редакция сочла требования Роскомнадзора «актом цензуры». В ярославском подразделении «Эха Москвы» сообщили, что официального предупреждения не поступало. Вместо него была рекомендация или устная просьба, отметили в редакции радиостанции
В заметках, которые удалили ярославские СМИ, говорилось о надписи на здании местного управления МВД. Она появилась в ночь на 31 марта. Фразу про президента России Владимира Путина оперативно закрасили.
Реакция Роскомнадзора
Глава ярославского управления РКН Евгений Офицеров отказался комментировать ситуацию. В головном офисе Роскомнадзора заявили, что не знают подробностей инцидента.
Позже в Роскомнадзоре объяснили TJ требование удалить новости про оскорбительное граффити профилактической работой со СМИ в рамках закона об оскорблении власти. С этим же в ведомстве связали отсутствие официальных запросов. Профилактика необходима для выработки механизмов, которые помогли бы пресечь распространения противозаконной информации и избежать привлечения изданий к ответственности, пояснил пресс-секретарь РКН Вадим Ампелонский.
Эффект Стрейзанд
Политик Дмитрий Гудков назвал случай в Ярославле первым примером «неуважения к власти». По его словам, подобные законы приводят к эффекту Стрейзанд, при котором попытка убрать информацию из публичного доступа приводит к её более широкому распространению. Чиновники из президентской администрации, депутаты и сенаторы должны были изучить этот вопрос до принятия закона об оскорблении власти, добавил оппозиционер.
Закон о неуважении к власти вступил в силу 29 марта. Он предполагает блокировку в интернете любой информации, в которой есть «явное неуважение к обществу, государству, официальным госсимволам РФ, Конституции РФ» и госорганам. За нарушение закона предусмотрен штраф от 30 до 100 тысяч рублей. За повторное нарушение — штраф до 100-200 тысяч рублей, а также административный арест до 15 суток.