Давыдов: о чем говорят публичные ссоры высших чиновников
Спикер Госдумы Вячеслав Володин отчитал министра экономразвития Максима Орешкина за плохую подготовку к докладу и перенес его выступление.
Интриги
Многие связали этот инцидент с тем, что глава МЭР намекнул на свои президентские амбиции, напомнил политолог Иван Давыдов в колонке для «Открытых медиа». Во время встречи в Академии журналистики Орешкин сказал, что президентская работа «любому управленцу точно была бы интересна с точки зрения сути и содержания». Эти слова разошлись в СМИ, подавшими их как желание министра стать президентом.
Неловкой ситуацией воспользовался председатель Госдумы. Он озабочен улучшением имиджа парламента и усилением его позиций, поскольку пост во главе ГД стал для Володина понижением после работы в Кремле, пояснил эксперт. Ситуацию с ошибкой Орешкина Володин мог использовать для демонстрации серьезного отношения к поручениям президента. Кроме того, он смог показать, что Дума тоже представляет собой власть, которая может щелкнуть по носу министру.
Непрозрачная система
По мнению Давыдова, случай с Орешкиным может говорить не только об интригах Володина, но и о системной ошибке.
По его словам, нынешняя система власти в РФ отличается полной непрозрачностью. Все государственные институты, включая парламент, призваны играть роль декораций. Они скрывают реальные механизмы принятия решений, о которых нет никаких данных.
Эту систему отличают несколько незыблемых правил. Первое — отсутствие критики в адрес президента Владимира Путина, в том числе со стороны так называемой «системной оппозиции». Второе — ссоры между высшими чиновниками могут происходить только за закрытыми дверями, но не на публике. Представители власти создают образ сплоченной вокруг лидера команды.
Ошибка в системе
«Ссора» Орешкина и Володина выбилась из этих правил. Однако она не стала первым или единственным случаем системных ошибок. В партии «Единая Россия» уже были случаи «крамолы». Так, во время обсуждения пенсионной реформы некоторые ее члены на местах выступили с критикой инициативы, за что поплатились постами, напомнил Давыдов.
Единства мнений не было и в случае с арестом главы инвестиционного фонда Baring Vostok Майкла Калви. Против этого выступили вице-премьер Антон Силуанов и глава Сбербанка Герман Греф. Президент же одобрил действия правоохранителей, после чего чиновники из финансового блока замолчали.
Со временем становится все более очевидным, что «команда» представляет собой «террариум единомышленников». Нервозности министрам и парламентариям добавляет слабеющая экономика, усиление санкционного давления, рост протестных настроений и падение рейтинга президента, на котором строится вся политическая система, добавил Иван Давыдов.