Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Учителя географии попросили Шойгу предотвратить катастрофу

Педагоги обратились в Русское географическое общество с просьбой помешать исключению из федерального перечня учебников, по которым работает более 90% школ страны.

Открытое письмо направили на имя президента РГО и министра обороны РФ Сергея Шойгу. К настоящему моменту подписи под документов поставили более 600 преподавателей и методистов из всех российских регионов. Письмо оказалось в распоряжении Infox.ru.

В нем отмечается, что география имеет огромный потенциал для формирования у школьников научного мировоззрения и патриотизма, повышения их культурного уровня. На практике реализовать эти цели помогали учебники географии из федерального перечня учебников, сформированного в 2014 году.

Однако в конце прошлого года Минпросвещения по итогам «дополнительной экспертизы» исключило из списка пять линий учебников для 5-9 классов из семи. Экспертиза вызвала негатив у большинства педагогов, авторов учебников, а также членов Российской академии образования. Исключенные учебники имели массу рекомендаций, по ним работали 90% российских школ в 85 регионах, говорится в обращении.

Учителя полагают, что сокращение рекомендованных учебников негативно скажется на изучении курса географии. Школьники не смогут полноценно освоить курс в 9 классе, а на его базе ведется подготовке к сдаче ОГЭ.

В новый список включили всего две линии учебников, по которым занимаются менее 10% школ. Это не говорит о низком качестве пособий, но свидетельствует о наличии выбора у педагогов. Наличие разных учебников отвечает необходимости выбора разных методик преподавания, разным потребностям школ. Оно обеспечивает вариативность и эффективность образования, пояснили авторы. Они назвали все семь линий учебников качественными и проработанными. По ним учились победители и призеры всероссийских и международных олимпиад по географии. Нельзя сказать, что пять исключенных пособий были плохими. Более того, эти учебники отвечали актуальному практико-ориентированному подходу в обучении, делали акцент на исследовательской и проектной деятельности учеников. Из списка также удалили «классические» учебники.

Авторы обратили внимание на рост внимания к географической науке и географии России, которого удалось достичь в том числе силами РГО и педагогов. На этом фоне внезапная и немотивированная смена учебников может ударить по возросшему интересу к предмету. Учителя обратили внимание, что при формировании списка Минпросвещения не обратило внимание на наличие конкретных учебников в большинстве школ, не спросило мнения преподавателей. В итоге школам нужно потратить большие деньги на закупку учебников, а учителям в короткие сроки перестроить методику сразу по нескольким курсам (с 5 по 9 классы). В таких условиях неминуемо может пострадать качество.

В этой связи авторы письма попросили РГО посодействовать в решении нескольких вопросов:

1. включить в состав экспертов членов комиссии РГО по географическому и экологическому образованию;

2. разрешить работать по «старым» семи учебникам как минимум до разработки новой процедуры включения учебников в ФПУ;

3. разрешить школам до 2021 года покупать учебники из предыдущего списка (от 2014 года);

4. разрешить издательствам обновление фактических данных в учебниках без дополнительных экспертиз для их актуализации;

5. провести экспертизу учебников на соответствие Концепции развития географического образования в РФ, примерной программе, новой редакции ФГОС осенью 2020 года с последующим формированием нового перечня зимой 2021 года.

Ранее стало известно, что из ФПУ исключили учебник экономики для 10-11 классов автора Сергея Липсица. Его сочли недостаточно патриотичным по итогам дополнительной экспертизы. Эксперты посчитали неправильным отсутствие в тексте информации об импортозамещении. Его назвали одним из важнейших направлений современной экономической политики РФ, которое должно «формировать чувство гордости за страну и сопричастности к происходящему».

Полная версия