Как кризис в Венесуэле ударит по «Роснефти»
Инвесторы ожидают, что Россия больше других стран пострадает от венесуэльского обострения.
Об этом говорит падение акций «Роснефти», последовавшее за эскалацией ситуации в латиноамериканской стране. The Bell подсчитал, сколько средств российская госкомпания вложила в Венесуэлу.
Политический кризис в Венесуэле мгновенно отразился на акциях «Роснефти» на Московской и Лондонской биржах: он упали на 2,7%. Компания около десяти лет считает Каракас своим стратегическим партнером. Еще в 2008 году она привела в Венесуэлу пять крупнейших нефтекомпаний из РФ. Однако партнеры «Роснефти» покинули венесуэльские проекты, а она осталась крупнейшим инвестором государства.
Еще в 2017 году эксперты Sberbank CIB писали, что «Роснефть» продолжает вкладывать деньги в актив, находящийся на грани банкротства. В этом резонансном отчете аналитики предлагали инвесторам «поговорить об Игоре (Сечине)». Один из авторов документа Алекс Фэк лишился работы после этой истории.
Аналитики посчитали, что за последние годы российская компания впустую потратила 8,5 миллиардов долларов, вложенных в Венесуэлу. Более 6 миллиардов из этой суммы получила местная госкомпания PDVSA в качестве предоплаты на будущие поставки топлива. В конце прошлого года ее долг перед российскими партнерами превысил 3 миллиарда долларов.
Эксперты отмечали, что «Роснефть» останется донором латиноамериканского государства, если нынешний президент Николас Мажуро сумеет сохранить власть. Однако при падении его режима российская компания лишится всех активов в стране.
По информации Reuters, Каракас еще до обострения не справлялся с финансовыми обязательствами. Глава «Роснефти» Игорь Сечин посещал страну в минувшем декабре и беседовал с Николасом Мадуро. Он упрекал президента в задержках поставок в РФ при регулярных поставках в Китай, отмечало издание.
Собственные проекты «Роснефти» в Венесуэле тоже оказались неуспешными. В конце 2017 года компания добыла там около 3 миллионов тонн. При этом вся ее добыча в том году превысила 225 миллионов тонн.
Главным для РФ остается вопрос о реакции нефтяных цен на кризис в Каракасе. Как полагают аналитики, Вашингтон может ввести санкции против экспорта нефти из Венесуэлы. В этом случае цены на «черное золото» резко повысятся. Если Мадуро не удержится у власти, то в течение ближайшего года или двух лет рынок заполнит венесуэльская нефть. После этого цены обрушатся.
Российская валюта пока не реагирует на внутриполитические коллизии в Венесуэле. Однако это может быть временным явлением.