Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Роспотребнадзор нашел пропаганду нацизма в комиксе о Дэдпуле

Комикс издательства Marvel Comics о «болтливом наемнике» Дэдпуле подвергли цензуре при печати в России.

Отечественное издательство «Комильфо» (входит в холдинг «Эксмо») отказалось публиковать одну главу из книги «Дэдпул. MAX», где главный герой сражается с неонацистом. Об этом сообщает «Коммерсантъ».

Главный редактор «Комильфо» Роман Дмитровский назвал комикс сценариста Дэвида Лафема лучшим в серии о Дэдпуле — одном из самых нетипичных героев жанра. Он не называет себя супергероем и не является таким положительным, как Бэтмен или Супермен.

Сатира умаляет значимость темы?

По словам редактора, книгу планировали выпустить с пометкой 18+. Перед печатью ее направили эксперту, аккредитованному при Роспотребнадзоре. Экспертиза помогает выяснить наличие или отсутствие нарушений российских законов, поскольку речь идет о переводных комиксах.

Эксперт, доктор психологических наук Вали Енгалычев решил, что одна из глав пропагандирует нацизм. История о борьбе Дэдпула с неонацистом по имени Барон Земо частично написана от лица последнего. Он рассуждает о величии белой расы, необходимости Холокоста, роли Адольфа Гитлера. Земо восстанавливает Ку-клукс-клан, а также пытается начать межрасовую войну в США. В финале Дэдпул предстает в наряде еврея-хасида и называет оппонента «нацистским куском дерьма». В оригинальной версии сценарист Дэвид Лафем разместил послесловие, в котором посоветовал читателям узнать побольше о Холокосте. Он также отметил, что в жизни много реальных «Баронов Земо».

Комикс имеет явную антинацистскую направленность. Однако эксперт полагает, что его публикация противоречит российским законам. В книге присутствует нацистская символика, «неоправданные сюжетом» высказывания Барона Земо о необходимости Холокоста, одобрении действий национал-социалистического режима в Германии и Ку-клукс-клана, указал он. Енгалычев признал отрицательного героя карикатурным, а комикс — сатирой. Но, по его словам, Холокост, нацизм и расизм «не могут являться объектами сатиры и юмора». Подобный подход делает вопрос несущественным и читатели могут не понять важность темы, поэтому есть признаки пропаганды нацизма. Издательство решило не публиковать спорную историю.

Что думают евреи?

Глава Российского еврейского конгресса Юрий Каннер не согласился с позицией эксперта ведомства. По его словам, в подобных случаях необходимо учитывать контекст. Он привел в пример фильм «Семнадцать мгновений весны», в котором Штирлиц носит форму СС. Никто не называет это пропагандой нацизма, пояснил Каннер.

По его словам, рассказывать о Холокосте в комиксах — нормально, особенно для молодежи. Главное — правильно расставить акценты. По мнению Каннера, можно шутить на разные темы. В пример он вспомнил историю с одной конференции в Польше, которая проходила в Музее нацистского лагеря смерти в Освенциме. За обедом раввина из Москвы спросили, какую воду он будет пить. Он ответил, что обычно предпочитает воду с газом, но в Освенциме выпьет без газа. Каннер добавил, что присутствовавшие посмеялись над шуткой. Он призвал отказаться от ханжества в «тонком вопросе юмора».

Комиксы и цензура

Эксперт комикс-культуры Ульян Чесноков добавил, что в истории жанра был «черный период». Принятый в 1954 году в США Comics Code Authority запретил критиковать власти, изображать персонажей с алкоголем или наркотиками, оголять их, делать злодеев вызывающими сочувствие. В итоге в издательствах расцвела самоцензура и возникло андерграудное комикс-движение.

Подпольные авторы смогли сохранить актуальность комиксов, остроту поднимаемых тем. По мнению Чеснокова, цензура только маскирует проблемы, но не решает их. В итоге страдает отечественная комикс-индустрия, которая набирает обороты. Он выразил надежду на реакцию small press и самиздата.

После публикации материала в Роспотребнадзоре заявили, что не цензурировали комикс. У ведомства нет полномочий по проведению экспертиз о наличии в книгах пропаганды нацизма или расизма. Оно также не может аккредитовывать экспертов для проведения подобного анализа.

Полная версия