Глава МИД России Сергей Лавров сообщил о старте российско-японских переговоров по вопросу заключения мирного соглашения между двумя странами.
Обсуждение началось со встречи российского министра с японским коллегой Таро Коно в Москве. Он прибыл в российскую столицу для подготовки визита премьер-министра Синдзо Абэ в конце января.
По словам главы МИД Японии, в последнее время отношения Москвы и Токио стали интенсивнее, в том числе в торговой и экономических сферах. Он подчеркнул, что диалог развивается даже в условиях неблагоприятных внешних факторов, передает «Интерфакс».
Министры договорились разработать проекты о совместной хозяйственной деятельности на Курилах. РФ предложила Японии перейти на безвизовый режим. Кроме того, Москва настояла на том, чтобы Токио признал итоги Второй мировой войны, пишет iReactor. Также министра согласовали визит Владимира Путина в Японию в июне.
Камень преткновения
Проблемой для заключения соглашения являются территориальные претензии Японии на Курильские острова, которые отошли СССР по итогам Второй мировой войны. Япония же ссылается на более ранние документы о границах.
Вопрос актуализировался после заявления японского премьера Синдзо Абэ о том, что в случае передачи островов россиян с них не выселят. Он отметил, что территории не передадут без согласия местных жителей. После этого посла Японии в России вызвали в МИД для беседы. Далее в Госдуму внесли законопроект, предполагающий вето в отношении любых документов об отторжении Курил.
Курильский тупик
Экономист и политик Григорий Явлинский отметил, что министры должны согласовать «формулу решения территориального спора» и определить рамки договора. Вокруг этого вопроса в последнее время развернулись исторические и информационные бои, пишет он.
По мнению эксперта, у сторон нет базового взаимопонимания по решению территориального спора. При этом они не планируют отменять встречи по обсуждению мирного договора. Возможно, у них есть неизвестные общественности козыри или надежда «дожать» оппонента.
По словам Явлинского, Москва явно ищет компромисс, который невозможен без изменения нынешней границы. Однако если такие корректировки неприемлемы, то вопрос лучше отложить. Компромисс не может быть принят только российскими властями, без объяснений с гражданами. Поскольку отторжение даже «символической территории» воспринимается крайне болезненно. Это требует большой информационной и просветительской работы, которую власти не проводят.
При этом аргументы должны быть действительно весомыми, связанными с новым политическим курсом РФ и ее изменившимся положением в мире. Политик отметил, что ждать такого подхода от современных российских властей не приходится. Они ограничатся «краткосрочными геополитическими интригами», которые завершатся «позорным пшиком», считает он.
Важным является то, что речь идет об отношениях двух народов, а не политиков. По этой причине любые замалчивания и нечестности портят эти отношения. В итоге тактические выгоды могут обернуться стратегическими потерями. При этом решение вопроса на века возможно только при положительном развитии для обеих сторон и формировании добрососедства. Территориальные конфликты могут «полыхать» годами, как показывает ближневосточный опыт. Возможно и снижение градуса напряженности путем интеграции и успешного развития, как демонстрирует европейский пример, пояснил политик.
Главное — договоренности РФ и Японии должны улучшить жизнь людей на Курилах, считает Явлинский. Однако пока условия жизни там остаются плохими, а страны ограничиваются «показушными договоренностями» при полном отсутствии базового компромисса.