Отечественные авиаперевозчики могут остановить работу из-за переноса в Россию систем бронирования и продажи билетов.
Соответствующий документ подготовили в Минтрансе РФ. Он предусматривает переход на отечественный софт по внутренним перевозкам с 1 января 2020 года. Базы данных, серверы регистрации, бронирования, продажи билетов, а также провайдер должны быть российскими, говорится в проекте.
В авиакомпании «Сибирь» (S7 Group) отметили, что внедрение данной инициативы грозит компаниям полной остановкой работы и затратным переходом на другие системы, который может занять до четырех лет. Документ S7 изучили «Ведомости».
В настоящее время самые крупные авиакомпании России работают с зарубежными провайдерами: «Аэрофлот» с Sabrе (США), S7 с SITA (Швейцария), «Уральские авиалинии» с Amadeus (Испания). Utair и большинство других перевозчиков сотрудничают с отечественной «Сирена-трэвел». «Победа» работает с американской Navitair, авиакомпания «Азимут» — c Национальной системой бронирования (НСБ), созданной «Ростехом» совместно с аэропортом «Внуково».
Источники в крупнейших провайдерах, лидирующих на рынке, Sabre и Amadeus отмечают их нежелание тратиться на локализацию бизнеса в России. Сейчас они изучают данный вопрос. При этом отечественные провайдеры не соответствуют требованиям некоторых компаний. Они не могут обеспечить работу глобальных альянсов Sky Team и One World, в которых состоят «Аэрофлот» и S7 соответственно.
В S7 также опасаются потери около пяти миллиардов рублей в год из-за того, что иностранные компании-партнеры не смогут продавать билеты на внутренние рейсы российского перевозчика.
В транспортном министерстве отметили, что требования к работе серверов уточняются. В ведомстве подчеркнули, что речь идет о регулировании только оформления внутренних перелетов. Международные рейсы продолжат выполнять согласно международным правилам, пояснили в Минтрансе.
«Пугалки» и лоббизм
Авиаэксперт Дмитрий Ештокин усомнился в существовании реальной угрозы остановки работы авиаперевозчиков. «Если были бы реальные проблемы, об этом в первую очередь заявил бы «Аэрофлот», потому что львиная доля рынка у него», – заявил он в комментарии Nation News. По его словам, подобные заявления – «пугалки» какие-то.
PR-директор сервиса Aviasales Янис Дзенис рассказал изданию iReactor, как подобное нововведение может отразиться на бизнесе. Он напомнил, что сам закон будет введен лишь в 2020 году. Эксперт уверен, что сама история «больше связана с лоббизмом, чем с реальной ситуацией». При этом он допустил, что ближе к вводу закона а/к получат различные поблажки и отсрочки.