Infox.ru собрал реакцию политиков, дипломатов, журналистов, общественников на первое интервью подозреваемых в отравлении Сергея и Юлии Скрипаль.
Александр Петров и Руслан Боширов побеседовали с главредом RT Маргаритой Симоньян. По ее словам, они ответили на все вопросы, касающиеся происшествия в Солсбери. Их появление вызвало большой резонанс как в России, так и за ее пределами.
Симоньян подчеркнула, что намеренно не комментирует интервью с Петровым и Бошировым. По ее словам, все сказанное ими является их ответственностью. Она добавила, что не знает, за кого они себя выдают. Журналистка предложила зрителям самим решать, верить им или нет. Единственное, что она отметила — их сильное волнение.
Официальная реакция
МИД Великобритании отреагировал на появление предполагаемых отравителей в российском СМИ. В форин-офисе заявили, что интервью является примером «умышленного искажения и лжи» с российской стороны, передает РИА Новости.
В МИД добавили, что британские власти считают Петрова и Боширова офицерами военной разведки РФ, которые применили отравляющее вещество в Солсбери. Однака не уточнили, на каком основании.
Официальная представительница МИД РФ Мария Захарова ответила на это, что бывший глава ведомства Борис Джонсон вовремя его покинул. По ее словам, министерство представляет не тонущий корабль, а «дырявую шлюпку».
В Кремле появление Петрова и Боширова в СМИ пока не прокомментировали.
Претензии к Симоньян
Политик Дмитрий Гудков упрекнул главреда RT Маргариту Симоньян в некачественном интервьюировании подозреваемых. Он отметил, что журналистка не задала вопросы о том, почему у них были два обратных билета, почему в их гостиничном номере нашли следы «Новичка», почему они не показали свои загранпаспорта.
Однако ответ на первый вопрос мужчины все-таки дали — они отметили, что планы посетить Британию одним днем изменились из-за непогоды и транспортного коллапса. По этой же причине у них были несколько запасных вариантов для вылета.
Гудков также выразил удивление из-за того, что «простые россияне» не выбрали «Первый канал» или «Россию», у которых в РФ самые большие аудитории. Они решили пойти на RT и позвонили для этого лично Маргарите Симоньян. При этом «обычные» граждане РФ не очень знают этот телеканал, поскольку он заточен под работу на иностранную аудиторию. Его главред утверждает, что ее телефон знает любой курьер, поэтому подозреваемые на нее так просто вышли.
Политик посетовал, что легенды Петрова и Боширова плохо проработаны. Аналогичное мнение высказали пользователи соцсетей. Блогер Рустем Адагамов предположил, что их «легендировали как пару геев в качестве наказания за проваленное задание». Он назвал интервью «частью операции прикрытия», а не работой журналиста.
«Спасибо ГРУ»
Журналист и открытый гомосексуал Антон Красовский выразил сочувствие подозреваемым из-за того, что их заставили представить себя геями. Он подчеркнул, что они из той среды, где «возможность этого предположения — унизительна и до смерти постыдна». Красовский не уточнил, о какой среде идет речь.
Однако он подчеркнул, что данный ход полезен для восприятия гомосексуальных людей в российском обществе. Благодаря ему россияне увидят, что геи бывают «крутыми мужиками, "про которых и не скажешь"». За это он сказал спасибо ГРУ.
Мнение родственников
Племянница Сергея Скрипаля Виктория Скрипаль заявила, что подозреваемые похожи на «обычных мужиков», а их слова похожи на правду. По ее мнению, мужчин не пропустили бы в Британию даже с обычным флаконом духов, а тем более с наполненным отравляющим веществом.
Скрипаль в интервью ФАН предположила, что Петрова и Боширова втянули в эту историю случайно, как и ее родственников. По ее словам, они не хотели огласки, внимания СМИ и незнакомых людей. Она рассказала, что ее семья была вынуждена продать квартиру и переехать, а ей пришлось уйти с работы из-за этого скандала.
Петров и Боширов ездили в Британию как туристы, считает Скрипаль. Она подчеркнула, что сегодня другие россияне тоже рискуют оказаться среди подозреваемых в громких делах только из-за путешествий в другие страны.
Версии и наблюдения
В сети также обратили внимание на то, что для опровержения причастности Петрова и Боширова к инциденту в Солсбери надо было открыть их биографии; дать высказаться родным, друзьям, соседям, бизнес-партнерам; показать их соцсети. Кроме того, нужно было пригласить британских следователей в Россию для допроса граждан РФ по делу Скрипалей. Им также могли помочь в составлении обращения в Европейский суд по правам человека в случае продолжения попыток Лондона арестовать их при выезде из России.
Пользователи отметили, что оба мужчины с трудом говорят на русском языке и часто употребляют фразу «как это будет на русском?». Многие отнесли это обстоятельство в тому, что мужчины очень много времени проводят в иноязычной среде. Пользователи добавили, что настоящей правды никто никогда не узнает.
Контекст
В начале сентября Скотленд-Ярд выступил с официальным заявлением, в котором назвал Петрова и Боширова главными подозреваемым в деле Скрипалей. Полиция обнародовала фотографии их пребывания в Лондоне и Солсбери, которое продлилось со 2 по 4 марта.
Отмечалось, что в гостинице, где остановливались россияне, обнаружили следы отравляющего вещества. На этих основаниях мужчин сочли виновными в покушении на Скрипалей и предъявили им обвинения по четырем статьям.
12 сентября российский лидер Владимир Путин в ходе выступления на Восточном экономическом форуме во Владивостоке рассказал, что российские спецслужбы «проверили» подозреваемы в отравлении Скрипалей. По его словам, Петров и Боширов не связаны с ГРУ и являются простыми гражданами РФ. Он призвал их связаться с масс-медиа и прокомментировать ситуацию, поскольку «так будет лучше для всех».
Уже на следующий день Симоньян сообщила, что записала с ними интервью. Мужчины, по словам главреда, вышли на нее сами и позвонили на якобы общедоступный мобильный.