Нобеля по физике дали за расширение Вселенной
Нобелевский комитет объявил лауреатами Нобелевской премии по физике трех ученых, внесших существенный вклад в развитие космологии. Обладателями половины премии стали Сол Перлмуттер (Национальная лаборатория США в Беркли) и Брайан Шмидт (Австралийский национальный университет), вторую половину получил представитель другой научной группы – Адам Рисс (Университет Джона Хопкинса, США). Заслуга ученых состоит в том, что они впервые открыли ускоренное расширение Вселенной.
Перлмуттер, Шмидт и Рисс в 1998 году сделали важные открытия в области исследования сверхновых звезд, являющихся маяками или «стандартными свечами» Вселенной. Для картирования Вселенной используется особый тип сверхновых, называемый Ia. Такие сверхновые вспыхивают в двойных системах, состоящих из белых карликов и звезд небольшой массы.
Звезда, гравитационно связанная с белым карликом, начинает проливать на его поверхность свое вещество, заставляя его разогреваться и светить в рентгеновском диапазоне. Процесс длится до тех пор, пока масса белого карлика не превысит 1,44 массы Солнца (предел Чандрасекара). Поэтому все сверхновые этого типа имеют одну и ту же собственную светимость, позволяющую точно измерять расстояние до них.
«Две команды исследователей обнаружили более пятидесяти далеких сверхновых, свет которых оказался слабее, чем ожидалось. Это стало признаком того, что Вселенная расширяется ускоренно. Несмотря на множество подводных камней, обе группы пришли к одному и тому же ошеломительному заключению», – говорится в заявлении Нобелевского комитета.
Это открытие перевернуло представления астрофизиков о Вселенной, в течение последних ста лет уверенных в том, что наша Вселенная расширяется линейно. Открытие ускоренного расширения Вселенной дало новый толчок в исследовании дальнего космоса и ввело в астрофизику новое понятие темной энергии, которая управляет этим расширением. Сегодня известно, что плотность этой невидимой субстанции составляет три четверти плотности всей Вселенной.
Не угадали
Агентство Thomson Reuters, с 1989 года составляющее список возможных претендентов на получение премии по медицине, химии, физике и экономике, в этот раз представило шорт-лист из пяти групп ученых-физиков. Возможными кандидатами назывались Ален Аспект и Антон Цайлингер, проводившие опыты по нарушению неравенства Белла и исследования квантовой запутанности; Саджив Джон и Эли Яблонович, внесшие большой вклад в создание фотонных кристаллов с управляемой шириной запрещенной зоны; Хидео Оно за вклад в исследования ферромагнетизма.
Единственным критерием при составлении списка возможных кандидатов для агентства Thomson Reuters является индекс цитируемости исследователей.
Наш Нобель
В 2010 году обладателями Нобелевской премии по физике стали работающие в Манчестере (Великобритания) воспитанники российской школы – профессор Андрей Гейм и член Королевской университетской школы Константин Новоселов. Они получили премию за «Инновационные эксперименты с двумерной формой углерода – графеном». Они впервые смогли получить графен, спровоцировав бурный рост интереса и шквал научных исследований, посвященных этому уникальному углеродному материалу. А в феврале 2009 года та же научная группа смогла химически модифицировать графен, не разрушив его кристаллическую структуру. Новый материал, графан, получен из графена и водорода и значительно отличается по свойствам от своего «чистого» родственника. А в 2011 году Гейм и Новоселов опубликовали статью, в которой рассказали о первых опытах намагничивания графена.
За всю историю Нобелевской премии по физике десять российских и советских ученых становились ее лауреатами. Ими были Павел Черенков, Илья Франк, Игорь Тамм (все – в 1958 году), Лев Ландау (1962), Николай Басов, Александр Прохоров (оба – 1964), Петр Капица (1978), Жорес Алферов (2000), Алексей Абрикосов и Виталий Гинзбург (оба – 2003).