Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Авиация союзников изменяла климат

Вторая мировая война, как оказалось, не только покалечила миллионы жизней и перекроила политическую карту Европы. Ученые выяснили, как бомбардировщики союзников меняли климат.

Влиянию авиации на загрязнение атмосферы Земли и на формирование погоды посвящено в наши дни немало исследований климатологов. Двое британских ученых – Роберт МакКензи из Бирмингемского университета (University of Birmingham) и Роджер Тиммис из Центра изучения окружающей среды в Ланкастере (Lancaster Environment Centre) решили выяснить, как влияли на климат налеты авиации союзников в годы Второй мировой войны. Этот период привлек ученых тем, что в годы войны гражданские перевозки в воздушном пространстве Европе выполнялись крайне редко, а рейды англо-американских сил носили беспрецедентный по массовости характер. В наши дни доказано, что инверсионный след самолетов может влиять на погоду и даже вызывать осадки. Белый инверсионный след, оставляемый самолетами, представляет из себя туман, сконденсированный из тропосферной влаги на микрочастицах, выброшенных в составе выхлопов двигателей. Иногда такие следы просто рассеиваются, а иногда могут порождать образование перистых облаков. Эти облака могут задерживать солнечные лучи и, поэтому, охлаждать нижележащие участки атмосферы.

«Свидетели, наблюдавшие огромные звенья бомбардировщиков, вспоминают, что небо после них становилось белым», -- пояснил МакКензи.

Чтобы изучить влияние массовых налетов на Германию авиации, ученые обратились к архивам ВВС США, Военно-воздушных сил Великобритании и метеорологических служб. Массовый характер налеты авиации приняли с 1943 года, когда американские самолеты начали бомбить Германию с территории Британии. Дальние бомбардировщики США стали базироваться на востоке и в центральных графствах Англии. В рейдах по стратегическим целям фашистов порой участвовали более тысячи самолетов одновременно, а на то, чтобы выстроить их в боевой порядок над территорией Англии, иногда уходило от получаса до часа.

Холодок пробежал

Чтобы наиболее беспристрастно оценить влияние тех операций на погоду, ученые использовали данные о самых массовых налетах, в которых принимали участие более тысячи бомбардировщиков. При этом в статистику попадали даты налетов, за которыми следовали свободные от воздушных операций дни со схожими погодными условиями. Анализ метеонаблюдений до, во время и после вылетов показал, что зачастую средняя температура воздуха в местах формирования боевых звеньев падала. Самым статистически значимым оказался вылет, состоявшийся 11 мая 1944 года. В два захода с территории Англии взлетели тогда 1444 истребителей, а также бомбардировщиков B-17 «Летающая крепость». В течение четырех часов после вылета температура воздуха в районах формирования звена упала на 0,8 0С. «Оглядываясь на те времена, когда авиация действовала только вблизи намеченных военных целей, нам оказалось проще отделить связанные с ней факторы, воздействующие на климат, ото всех других», -- пояснил МакКензи. Работа ученых опубликована в международном журнале Climatology.

Полная версия