GPS разведет самолеты в воздухе
К 2020 году США намерены кардинально поменять стандарты воздушной безопасности, разработав принципиально новую систему предотвращения столкновений воздушных судов.
С такой инициативой выступил главный авиарегулятор США – Федеральное управление гражданской авиации (FAA). Научным разработчиком новой системы, которой будут оснащаться все коммерческие самолеты, в том числе легкие, выбран Массачусетский технологический институт (MIT). В отличие от существующих сегодня систем безопасности, новая схема будет основана на GPS-приемниках, которые станут в реальном времени посылать по радио текущие координаты самолета.
На сегодняшний день наибольшее применение в авиации нашла международная система предупреждения столкновения в воздухе – TCAS (Traffic alert and Collision Avoidance System). Эти системы обозревают пространство вокруг воздушных судов, обнаруживая другие самолеты, если те снабжены ответными датчиками. В случае риска столкновения система предупреждает об этом пилотов. По данным FAA, за последние десять лет в воздушном пространстве США зарегистрировано 112 столкновений легких самолетов и несколько тысяч опасных сближений.
В октябре этого года разработчики должны представить властям новые алгоритмы, которые позволят в будущем снизить количество авиапроисшествий. По словам разработчиков новой системы, главной задачей является минимизация ложных срабатываний. «Если каждый второй раз тревога окажется ложной, люди не будут слушать систему, или просто-напросто выключат», – пояснил Максим Гэриэл (Maxime Gariel) , руководитель работы.
Спасительная шайба
В задачу его команды входит разработка двухуровневой системы защиты. Предупредительный сигнал тревоги сообщит пилотам, что их воздушные суда находятся на сходящихся курсах. Сигнал же повышенной опасности сообщит им о высокой вероятности столкновения.
По словам разработчиков, новая система предупреждения столкновения самолетов в реальном времени будет рассчитывать вокруг самолета область пространства, которую прозвали хоккейной шайбой. Границы этого цилиндра соответствуют возможному положению самолета в зависимости от последних считанных показаний GPS. Эта область будет напоминать именно шайбу, поскольку вероятность ошибки по вертикали для определения координат самолета меньше, чем по горизонтали. Похожая, но меньших размеров шайба вокруг самолета будет соответствовать повышенной опасности.
К примеру, если два самолета летят в одном направлении, шайба, соответствующая среднему уровню тревоги у каждого самолета будет небольшой. Если те же два судна летят навстречу друг другу, шайбы увеличиваются в размерах, так как пилотам остается меньше времени, чтобы избежать столкновения.