Уникальная реликвия советской эпохи, последний летный макет многоразового космического корабля системы «Энергия-Буран», покинул место своей стоянки, где он бесславно прозябал последние несколько лет.
Изделие 2.01, как называли его конструкторы, до последнего времени ржавело на пристани Тушинского машиностроительного завода (ТМЗ) на северо-западе Москвы. Макет, вывезенный в 2004 году из цеха ТМЗ, находится в плачевном состоянии: у фюзеляжа отсутствуют крылья и киль. Накануне днем изделие погрузили краном на баржу, и увезли буксиром от места многолетней стоянки на берегу Химкинского водохранилища. Как сообщили корреспонденту Infox.ru на ТМЗ, образец планируется выставлять на Международном авиационном салоне МАКС.
До последнего времени макет корабля принадлежал компании «СИА Интернейшнл», одному, из крупнейших в России дистрибьюторов лекарственных средств. По данным Infox.ru владелец компании Игорь Рудинский приобрел разобранный макет у Тушинского завода, выложив за него порядка $120 тыс.
"Буран" раздора
«Почему его Рудинский приобрел? Его основная профессия -- инженер по авиационным двигателям, он МАИ закончил, то есть это его профиль. Территорию, на которой макет стоял, решили очистить, если бы мы его не купили, его порезали бы и сдали в металлолом», -- рассказал Infox.ru источник в фармацевтической компании. Там подтвердили, что в настоящее время макет отправлен баржой в Жуковский, где его приведут в порядок и на постоянной основе выставят на показ. По некоторым данным, восстановлением корабля займется либо ТМЗ, либо Экспериментальный машиностроительный завод Мясищева.
Впрочем, есть мнение, что в отношениях фармацевтов с полуразобранным макетом кроется не только любовь к авиации и космонавтике.
«По моим данным, Рудинский вышел на Чемезова, главу Ростехнологий, а затем либо передал, либо продал этот макет. «СИА Интернейшнл» является одной из организаций, которая банкротит НПО «Молния» и ТМЗ. Поэтому для сохранения «Бурана» это хорошо, а для будущего «Молнии» и ТМЗ, то, что Рудинский договорился с «Ростехнологиями», это плохо. Фармацевты должны пробивать лекарства, а не лезть в авиацию», -- рассказал Infox.ru историк космонавтики, владелец сайта Buran.ru Вадим Лукашевич.