Экологичный гиперзвуковой лайнер долетит от Парижа до Токио за два с половиной часа
Европейский аэрокосмический и оборонный концерн EADS представил на авиасалоне в Ле-Бурже проект гиперзвукового лайнера, который, возможно, будет летать на международных рейсах в середине XXI века. В его конструкции задействованы три принципиально разных типа двигателей. В окружающую среду лайнер будет выбрасывать только воду.
Четырехметровый макет самолета ZEHST (zero emission high speed transport) и его компьютерная модель продемонстрированы на авиасалоне в Ле-Бурже, открывшемся во Франции. «От Парижа до Токио за 2,5 часа», -- с таким девизом представители компании презентовали проект.
«Это не Конкорд, однако, выглядит он, как Конкорд, доказав, что аэродинамика 60-х годов оказалась весьма удачной», -- пояснил Жан Ботти (Jean Botti), технический Директор EADS.
Чище, выше, быстрее
От сверхзвуковых самолетов-икон XX века – советского Ту-144 и европейского Concorde – самолет будущего, действительно, унаследует только аэродинамические формы. Три совершенно разные силовые установки будут отрывать его от земли, поднимать в стратосферу и разгонять там до скорости выше, чем четыре Маха (5029 километров в час). Взлетать и садиться самолет сможет, используя стандартные взлетно-посадочные полосы. У земли самолет будет задействовать широко используемые сегодня в гражданской авиации турбовентиляторные двигатели. Работать они будут на биотопливе, получаемом из водорослей. Оторвавшись от земли, самолет перейдет на реактивные двигатели, использующие водород и кислород.
Выбрасывая в окружающую среду только воду, самолет «свечкой» уйдет за облака, поднявшись до высоты 32 километра. Здесь, в разреженной атмосфере, самолет включит свое главное оружие – прямоточные воздушно-реактивные двигатели, сегодня используемые в авиационных ракетах. Эти двигатели и разгонят лайнер до заветной гиперзвуковой скорости. Хлопков, сопровождавших полет Ту-144 и Concorde, слышно не будет, обещают разработчики. «Когда вы летите над атмосферой, никто ничего не услышит», -- пояснил Ботти.
Самолет, разработанный в сотрудничестве с японскими конструкторами, рассчитан на перевозку 50-100 пассажиров.
Конструкторы обещают, что при взлете пассажиры не будут ощущать дискомфорта, ведь максимальная перегрузка составит всего 1,2 g. «Это весьма низкое ускорение, так что никакого специального оборудования или тренировок не понадобится», -- добавил Ботти. В конце маршрута самолет вновь задействует турбовентилятрные двигатели для маневрирования и посадки. «В конструкции ZEHST не будет ничего нового, в нем использованы уже созданные ранее разработки», -- заявил Ботти, добавив, что беспилотный летающий образец компания намерена создать к 2020 году.
Говоря о сроках ввода самолета на международные рейсы, эксперты более осторожны в оценках. По словам директора EADS Луи Галуа, это может произойти к 2050 году. «Мы не говорим об изделии, которое запустим в ближайшие годы. Нам надо оценить вопросы безопасности, совместимости разных технологий и реакцию общества», -- добавил директор.