Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Аборигены Австралии воспели небесный катаклизм

Потребности аборигенов Австралии не ограничиваются собирательством и охотой. Благодаря этому в XIX веке им удалось запечатлеть грандиозную небесную вспышку в народном творчестве. Чтобы понять, о чем пели буронги, потребовалось 150 лет.

Относить себя к астрономам могут не только люди, проводящие ночи под куполом телескопа или занимающиеся теоретическими исследованиями Вселенной. Считать себя ими могут и те, кто бегает по прерии с копьем в набедренной повязке. Главное -- любить звездное небо. Такой вывод недавно сделали австралийские ученые Дуэйн Хемечер и Дэвид Фрю из университета Маккуори, изучавщие устное народное творчество аборигенов центральной части материка. Познакомиться с миропредставленим австралийцев помогли позабытые труды одного филантропа, контактировавшего с ними в XIX веке.

Погостил у аборигенов

В 1841 году английский ученый Уильям Стенбридж эмигрировал в Австралию, где подружился с аборигенами племени буронг, жившими близ озера Тириль на северо-западе штата Виктория. Общаясь с аборигенами, ученый вел записи их песен и сказаний – основных жанров народного творчества, посредством которых по сей день они передают знания младшим поколениям. Эти песни обычно поются ими грудным голосом под диджериду -- трубу, по словам посещавших Австралию, издающую страшные звуки. Ученым известно, что у многих групп австралийских аборигенов наблюдению за небом посвящена значимая часть их повседневной жизни. Нередко упоминания о небесных светилах и мимолетных космических событиях они включали в свои песни и сказания. Туда запросто могли попасть Солнце, Луна, полет метеора или кометы.

«Племя Буронг гордится тем, что знает об астрономии больше, чем любое другое племя», -- писал английский исследователь в своих воспоминаниях. Свои работы по изучению аборигенов ученый представил позднее перед научным сообществом штата.

В своих работах Стенбридж описывал представления буронгов о Солнце, Луне, Венере, отдельных звездах и созвездиях. По его словам, все они представали в устных произведениях аборигенов в качестве животных или одушевленных созданий, или, по случаю, их супругами. На основе записей этнографа удалось сопоставить названия большинства известных астрономических объектов с их английскими аналогами. К примеру, Альфу Центавра аборигены называли Бермбермгле, Зету Ориона – Кулкунбулла. Отождествить звезды помогли описания их положений в созвездиях, сделанные Стенбриджем.

Анализируя воспоминания Стенбриджа, ученые установили, что в предания австралийцев в определенный год закрались упоминания о яркой звезде, вспыхнувшей на небосводе – сегодня известно, что речь идет об одной из ярчайших звезд нашей галактики, вспыхнувшей в середине XIX века. Достоверно известно, что в 1843 году эта звезда стала на время второй по яркости звездой небосвода с пиковой светимостью порядка 30 млн солнечных.

Вспышка поразила аборигенов

Справкамощнейший из известных астрономам звездных взрывов, после которых звезда продолжила жить.
В одной из записей Стенбриджа найдено описание звезды, которую аборигены называли Колловгуллоурик. Она представлялась людям вороной, женой Войны (звезды Эта Киля). Как описал ее Стенбридж, звезда находилась в созвездии Дуб Карла – отмененном ныне созвездии. За двадцать лет до публикации работ этнографа Эта Киля была второй по яркости звездой после Сириуса, люди описывали ее оранжевой или звездой с красноватым оттенком. Стенбридж описал ее, как «большая красная звезда». Событие, после которого Эта Киля возникла на небосводе, известно астрономам как Большая вспышка.

«Похоже, Стенбридж ничего не знал об Эте Киля, ее вспышке. Потребовалось 150 лет для того, чтобы кто-то установил эту связь», -- пояснил Хемечер. Австралийские исследователи пришли к выводу, что звезда Колловгуллоурик не фигурировала в творчестве буронгов до своей вспышки, а упоминаться стала как раз в 1840-х годах. Это говорит о том, что устные традиции аборигенов не статичны, как многие считают, а весьма динамичны и постоянно эволюционируют.

Полная версия