Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Госдума лишила террористов суда присяжных

Госдума в окончательном чтении решила запретить судам присяжных рассматривать уголовные дела о терроризме, массовых беспорядках и госизмене.

Госдума в пятницу приняла в третьем, окончательном чтении закон, который отменяет суд присяжных при рассмотрении дел террористического характера, связанных с захватом заложников, организацией незаконных вооруженных формирований, массовых беспорядков, госизменой, шпионажем, насильственным захватом власти, вооруженным мятежом и диверсией. Об этом сообщает РИА «Новости».

Соответствующие поправки вносятся в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы России. Преступления по этим статьям предлагается рассматривать только коллегиями из трех профессиональных судей. Кроме того, согласно поправкам, обвиняемому в тяжких и особо тяжких преступлениях предоставляется право отказаться от суда присяжных на основании «ходатайства, заявленного до назначения судебного заседания». Закон также ужесточает уголовную ответственность для террористов.

Так, статью 205 УК России (содействие террористической деятельности) предлагается дополнить формулировкой, в соответствии с которой будут наказываться лишением свободы на срок от десяти до 20 лет вербовка или иное вовлечение лица в совершение преступления, связанного с захватом заложника, организацией незаконного вооруженного формирования или участием в нем, шпионажем, насильственным захватом власти или вооруженным мятежом, финансированием терроризма, «совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, повлекшие по неосторожности смерть человека». Сейчас наказание по этой статье составляет от четырех до восьми лет, при использовании обвиняемым своего служебного положения -- от семи до 15 лет со штрафом в размере до миллиона рублей.

Под финансированием терроризма понимается предоставление или сбор средств, либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного теракта. Те же деяния, связанные с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения, либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ, повлекшие умышленное причинение смерти человеку, предусматривают наказание на срок от 15 до 20 лет или пожизненное лишение свободы.

Статью 206 УК России (захват заложника) предлагается дополнить нормой о том, что такие преступления, если они сопряжены с умышленным причинением смерти человеку, наказываются лишением свободы на срок от 15 до 20 лет или пожизненным лишением свободы. Сейчас максимальное наказание за это преступление составляет от восьми до 20 лет. Оппозиция высказалась против принятия закона. По мнению депутата-коммуниста Николая Рябова, закон направлен не против террористов, а «против оппозиции», когда проведение любой политической акции можно будет «провести» по статье об организации массовых беспорядков.

Такую же точку зрения высказала депутат фракции «Справедливая Россия» Елена Мизулина, назвав закон «антиконституционным». На обсуждении Мизулина предлагала сохранить суды присяжных при рассмотрении дел о терактах, а также внести ряд корректив в документ. В частности, изменить территориальную подсудность таких дел либо предусмотреть, что решения по ним должна принимать коллегия из профессиональных судей с участием уполномоченного по правам человека. Мизулина также считает, что по особо тяжким преступлениям террористического характера должна быть предусмотрена смертная казнь в качестве альтернативы пожизненному лишению свободы.

Глава комитета по законодательству Павел Крашенинников назвал «провокационными» предложения по применению исключительной меры наказания в отношении террористов, отметив, что в России введен мораторий на смертную казнь.

Полная версия