США признались в подъеме советской подлодки
Спустя 35 лет американская сторона официально признала факт участия в секретной операции по подъему советской утерянной подлодки. Субмарину К-129 подняли, отправили на Гавайи, а шестерых советских моряков захоронили в океане.
Спустя три с половиной десятилетия молчания Центральное разведывательное управление США призналось в участии американских спецслужб в уникальной по масштабам и стоимости операции по подъему потерянной советской подводной лодки. Несмотря на то что описанию операции по подъему подлодки были посвящены не одна книга и телевизионное расследование, откровения ЦРУ проливают свет на новые обстоятельства тех событий. Секретные документы публикует архив агентства национальной безопасности.
Советская дизель-электрическая подлодка К-129 затонула cо всеми членами команды в Тихом океане в 1968 году к северо-западу от Гавайских островов при невыясненных обстоятельствах. На борту лодки находились три баллистические ракеты Р-21 с ядерными боеголовками. Основных версий гибели подлодки было три. Первая -- экипаж не справился с управлением и лодка ушла на запредельную глубину погружения. Вторая -- на К-129 произошла техническая авария, приведшая к затоплению. Третьей версии придерживаются многие российские эксперты: лодка погибла в результате столкновения с американской субмариной, которая вела ее преследование. По информации американских исследователей, в 1974 году состоялась операция, целью которой было поднятие с подлодки ракет и секретного оборудования. Впервые информацию о секретной операции дал в феврале 1975 года американский журналист Джек Андерсон, позднее об операции на страницах New York Times писал Сеймур Херш. Долгие годы американская сторона не признавала и не опровергала факт участия в подъеме советской подлодки. Лишь в 1990-х годах президенту России Борису Ельцину была передана видеозапись с церемонией захоронения шести советских моряков, поднятых с борта подлодки.
Известно, что ЦРУ обратилось за помощью к миллиардеру и изобретателю Говарду Хьюзу, который загорелся идеей подъема советского ракетоносца. На выделенные ЦРУ деньги Хьюз разработал и построил специальный судоподъемный комплекс Hughes Glomar Explorer, с помощью которого часть подлодки была поднята с глубины 5 тыс. м и отправлена для исследования на Гавайи. Сейчас ЦРУ обнародовало 50-страничный документ, опубликованный в 1985 году неназванным участником операции в журнале для внутреннего пользования Studies in Intelligence. Опубликованный материал открывает по меньшей мере 12 эпизодов шестилетней подготовки к подъему лодки, которые раньше не предавались огласке.
К примеру, теперь известно, что президент США Ричард Никсон в 1974 году лично одобрил начало операции, которая должна была начаться лишь после его возвращения из Москвы со встречи с советским руководством. Glomar Explorer прибыл к месту аварии подлодки сутки спустя после того, как Никсон вернулся из Москвы. В течение двух недель работа Glomar Explorer была осложнена навязчивым слежением за операцией двух кораблей ВМФ Советского Союза. Несмотря на слежку, работа не прекращалась, американцы заявляли, что в этом месте ведутся глубоководные бурильные работы. Опасаясь проведения высадки советского десанта, руководитель операции приказал завалить вертолетную площадку Glomar Explorer ящиками. Непосредственный подъем частей лодки начался 1 августа 1974 года, через три недели после прибытия судна-транспортировщика к месту. В течение трех дней лодку медленно поднимали лебедками, пока 8 августа она не оказалась закрепленной для транспортировки на Гавайи под днищем Glomar Explorer.
Эксперты отмечают, что до сих пор остаются невыясненными причины аварии советской подлодки и то, как американцы установили ее точное местоположение. По оценкам экспертов, операция обошлась американским налогоплательщикам в полмиллиарда долларов.