WSJ: Ил-76 вез оружие в Иран
Американские журналисты сообщают новые подробности скандала с задержанием в Таиланде самолета Ил-76 с грузом оружия. По данным двух исследовательских групп, конечной целью полета был аэропорт в Тегеране.
Скандал, связанный с задержанием в Таиланде транспортного самолета Ил-76 с грузом оружия, обрастает новыми подробностями. Американские журналисты выяснили, что конечным пунктом назначения самолета был Иран. По данным газеты Wall Street Journal, американским и бельгийским экспертам удалось получить план полета «транспортника», на борту которого под видом нефтяного оборудования перевозилось 35 тонн оружия.
Доступ к документам получила американская некоммерческая организация TransArms, занимающаяся отслеживанием перевозок оружия в мире, и Международная служба исследования проблем мира, располагающаяся в Бельгии. Согласно полетному листу, после Бангкока самолет должен был приземлиться для дозаправки на Шри-Ланке, в Объединенных Арабских Эмиратах и на Украине. Затем, выполнивтакой замысловатый крюк, борт должен был приземлиться для разгрузки в Тегеране.
Сами специалисты по мониторингу перевозок оружия удивлены увиденным полетным планом, ведь аэропорт в Бангкоке строго охраняется, а все воздушные суда дотошно проверяются в рамках борьбы с наркотрафиком. «Для обычных грузовых перевозок необычный полетный план, а для перевозки оружия тем более», -- считает Питер Данссаерт, исследователь из бельгийской IPIS.
По мнению экспертов, обилие мест остановки и многократные передачи самолета от одной компании к другой нужны были для того, чтобы скрыть настоящих поставщиков оружия и цель назначения. Как и сообщалось ранее, самолет числится за грузинской авиакомпанией Air West. Еще 5 ноября она передала борт другой компании – новозеландской SP Trading, которая, по данным экспертов, является фиктивной.
Согласно более позднему контракту, заключенному 4 декабря, SP Trading отдала самолет в лизинг гонконгской компании. Ее владельцем оказалась другая гонконгская фирма, которой, в свою очередь, владеет третья фирма, зарегистрированная на Виргинских островах. Эти организации, по-видимому, и устроили перевозку. Настоящим владельцем Ил-76 является компания Overseas Cargo FZE, зарегистрированная в эмирате Шарджа, ОАЭ.
Таинственная Зыкова
В документах компании Overseas Cargo значится, что она занимается авиационными перевозками и консалтинговыми услугами, единственный акционер компании – некая Светлана Зыкова. Журналисты связались по мобильному телефону с Зыковой. Она подтвердила, что является владельцем Overseas Cargo, а услышав вопрос о связи ее компании с задержанным самолетом, бросила трубку.
Прерванный рейс
Самолет был задержан в аэропорту Дон Мыанг 12 декабря. Полицейские обнаружили на его борту оружие. Оно находилось в 12 ящиках общим весом 35-40 т. Сейчас оружие изъято, оно хранится на военной базе в провинции Накхон Саван. По данным Bangkok Post, среди задержанных пилотов — 53-летний Александр Зрубнев, 58-летний Виктор Абдуллаев, 54-летний Виталий Шумков, 53-летний Ильяс Исаков и 54-летний Михаил Петухов. Своей вины они не признают. В освобождении под залог им отказано.
Информация о странах, где останавливался до Бангкока самолет, не стала новой.
Сразу после задержания белорусский пилот самолета Михаил Петухов рассказал тайским властям, что самолет вылетел с Украины и захватил товары в Северной Корее. По пути к пункту назначения самолет трижды совершал посадку для дозаправки — в Азербайджане, ОАЭ и Таиланде. По словам пилота, самолет должен был заправиться в аэропорту Дон Мыанг, затем на Шри-Ланке, а потом прилететь с грузом на Украину.