В Думе мечтают о суперГАИ
Глава думского комитета по транспорту Сергей Шишкарев выступает за создание единого органа исполнительной власти, который будет заниматься организацией дорожного движения, контролем за соблюдением правил, а также взиманием штрафов. «Это большая реформа, но, по-моему, народ созрел», -- сказал он журналистам в четверг.
Депутат отметил, что в настоящее время вопросами организации дорожного движения, контролем и штрафами занимаются шесть ведомств: МВД, Минтранс, МЧС, Минздравсоцразвития, Минобразования и Минрегион. В последнее время их работа вызывает все больше нареканий, в том числе из-за плохого состояния дорог и череды крупных ДТП. «Получается, что не у семи, так у шести нянек -- дитя без глазу», -- цитирует Шишкарева РИА «Новости».
Он отметил, что в настоящее время ничего кардинального в сфере улучшения ситуации на дорогах не происходит. «Я буду предлагать глобальные изменения -- создание федерального органа исполнительной власти, подчиненного правительству РФ, который бы занимался проблемами обеспечения безопасности дорожного движения», -- сказал глава комитета.
Предложение распустить ГИБДД поступило к премьеру России Владимиру Путину во время недавней «прямой линии». Путин высказался против подобных мер. «На Украине у наших друзей уже был такой опыт -- они распустили то, что мы называем ГАИ, -- дорожную службу, но ничего хорошего из этого не получилось: и взятки возросли, и порядка на дорогах стало даже меньше, когда эти функции были переданы в другие подразделения, не готовые к такой работе», -- сказал премьер.
Неожиданным образом отреагировали единороссы на призыв президента Дмитрия Медведева вести борьбу с коррупцией в силовых структурах. Министерство в нынешней ситуации не получится реформировать, его можно только ликвидировать, заявляют в партии. «Модернизировать МВД, реформировать МВД невозможно, его можно только ликвидировать», — заявил член генсовета «Единой России», депутат Госдумы Андрей Макаров. «Есть несколько шагов, которые необходимо сделать немедленно: из МВД должен быть выведен следственный аппарат, следствие не может находиться в МВД, необходимо решить вопрос по экономическим, налоговым преступлениям. Нельзя брать человека под стражу до тех пор, пока приговором суда не установлена его виновность», — говорит Макаров.
Мнения
Президент коллегии правовой защиты Виктор Травин поддерживает создание единого органа, но опасается бюрократии. «Я поддерживаю реформу. Ведь сейчас получается, что у семи нянек дитя без глазу. Правда, меня пугает возникновение очередной бюрократической структуры, а их в России и так много. Даже в сравнении с СССР. Но мы и на это готовы закрыть глаза, если подразделение будет действительно работать. Просто может получиться так, что туда переведут тех же людей, которые сейчас просиживают в МВД, Минтрансе, Минздравсоцразвития и так далее. Ведь если они там не работали, то зачем им работать в новой структуре. А еще получается, что нужно менять законодательство наше полностью. Ведь в России за одни дела один кодекс отвечает, за другие иной. Правовая база сейчас гигантская, поэтому всё серьезно придется менять. Готовы ли власти к этому? Готовы ли они провести реорганизацию с изменением правовой базы? В любом случае в первое время будет большой переполох», -- говорит эксперт.
«Я не против такого ведомства, но понимаю, что это невозможно. И главное, мне кажется, что в этом органе могут быть скрытые элементы рычагов власти ГАИ. А по статистике, которую опубликовал недавно департамент собственной безопасности, именно ГАИ занимает одно из первых мест по взяткам и коррупции в России, поэтому я думаю, что ничего из этого не выйдет», -- говорит вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский.
«Давайте вспомним, что сделал Владимир Путин, когда стал президентом. Пожарные вошли в МЧС, тюрьмы и лагеря -- в Министерство юстиции, а следственный комитет отделился от прокуратуры. Сейчас идет тенденция на разделение властей и разграничение рычагов власти, и создание нового органа мне кажется нецелесообразным», -- считает он.
Разгон дорожных мздоимцев
Опыт разгона дискредитировавших себя силовых ведомств на территории бывшего СССР уже имеется. В 2005 году президент Украины Виктор Ющенко разогнал ГАИ, устав от постоянных жалоб на поборы. «Вы дискредитировали эту службу», — заявил тогда президент Украины.
А летом 2004 года Госавтоинспекция образца эпохи Эдуарда Шеварднадзе была упразднена в Грузии. Появившаяся вместо ГАИ служба дорожных патрулей стала предметом особой гордости грузинских властей. До реформы в ней работали около 5 тыс. полицейских. В результате сокращений в дорожной полиции работать остались 1500.