Космическая подушка спасет вертолет
На испытательном полигоне NASA на днях провели необычный эксперимент. С 10-метровой высоты сбросили вертолет, снабженный специальной подушкой безопасности.
На днях в NASA американские эксперты по аэронавтике провели необычный эксперимент. Они сбросили с небольшой высоты легкий вертолет, чтобы испытать новую смягчающую подушку, которую разрабатывали для космической отрасли. Для испытания подушки, по-научному называемой «развертываемый поглотитель энергии», специалисты NASA использовали стенд высотой 72 метра с тросами, когда-то использовавшийся для отработок посадки модуля на Луну. Легкий вертолет MD-500 для испытания любезно предоставили военные.
Под фюзеляж вертолета испытатели прикрепили экспериментальную подушку, разработанную конструктором Сотирисом Келласом из Исследовательского центра имени Лэнгли. Подушку, имеющую сотовую структуру и выполненную на основе синтетического материала кевлар, изначально планировалось использовать в спускаемых космических аппаратах, однако вскоре стало ясно, что ей можно найти применение и в других областях.
По словам Карена Джексона, инженера из Центра Ленгли, испытать поглотитель удалось в максимально приближенных к реальности условиям. «Мы сбросили вертолет с высоты 10,7 метра с помощью тросов. Когда он полетел к земле, мы использовали пироболты, чтобы отсоединить тросы, так что вертолет упал, как при настоящем ЧП», -- пояснил он. Угол, под которым корпус вертолета встретился с землей, составлял 33 градуса, столкновение произошло на скорости 53 километра в час.
К корпусу вертолета и манекенам, сидевшим в кабине, были присоединены 160 датчиков, которые следили за перегрузками и деформациями. За «авиакатастрофой» следили камеры, снимающие в ускоренном режиме. Несмотря на то что при ударе о землю полозья вертолета разошлись и погнулись, подушке удалось уберечь сам корпус от контакта с поверхностью. После Нового года инженеры намерены восстановить вертолет и снова сбросить его на землю, на этот раз без подушки, чтобы сравнить результаты.
По данным американского Управления по безопасности на транспорте, ежегодно в США при крушении вертолетов получают травмы порядка 200 человек. Если испытания подушки окажутся успешными, изобретение спасет жизни пассажиров в случае грубого приземления, например при посадке вертолета в режиме авторотации.