Ткуарчал: город, выживший под «Градом»
Из-за наплыва туристов и благодаря инвестиционному буму прибрежные районы Абхазии претерпели значительные изменения. Как признание независимости отразилось на жизни приграничной с Грузией абхазской глубинки, выясняла съемочная группа Infox.ru.
Ткуарчал (бывший Ткварчели) – город герой на юго-востоке Абхазии в 15 километрах от границы с Грузией. Крупный центр добычи каменного угля. Во время войны 1992-1994 годов город 413 дней находился в жесткой блокаде войск Госсовета Грузии. Был наполовину разрушен, большая часть жителей выехала в Россию или в другие районы Абхазии.
Корреспондент Infox.ru попытался выяснить, как туристический бум последних лет и признание независимости республики отразились на жизни абхазского приграничного города, где люди до последнего времени чувствовали себя живущими между войной и миром. Оказалось, что никак.
Город-призрак
Сегодня редкий турист решит поехать за Сухуми в сторону Грузии. И уж мало кому приходит в голову посетить приграничные Гальский или Ткуарчальский районы Абхазии.
Человеку, только что попавшему в Ткуарчал, может показаться, что он оказался среди декораций фантастического фильма о городе, пережившем ядерный удар. В нижней части города гостей встречают депрессивного цвета цеха заброшенной ГРЭС. Железнодорожная станция, несмотря на недавно покрашенную вывеску, давно завоевана природой: здание вокзала заросло кустарником, а на рельсах пасутся коровы. Где-то рядом шумит бурная горная река Галидзга. Над всем этим висит ржавый вагончик канатной дороги, когда-то соединявшей нижнюю, промышленную часть города с жилыми кварталами на склоне горы. Вагончик замер навсегда еще в прошлом тысячелетии.
До войны
До войны в городе жили 23 тыс. человек. Вся жизнь города была подчинена добыче угля. Функционировали предприятие по ремонту шахтного оборудования, обогатительная фабрика и два завода союзного подчинения. Был в Ткварчели и известный бальнеологический курорт — минеральные слаборадиоактивные источники.
Блокада
В месяцы блокады численность города из-за притока беженцев возрастала до 50 тыс. человек. Абхазское ополчение отстояло город, однако он постоянно подвергался обстрелам грузинской авиации и артиллерийских установок. Город был почти отрезан от снабжения гуманитарной помощью. В морозную зиму 1992-1993 годов жители города умирали от голода и холода. Сейчас местные вспоминают, как на топливо тогда пошли деревья парка и кусты белой акации. Связь поддерживалась лишь благодаря вертолетам. Они садились и взлетали на городском стадионе.
Вертолеты стали тогда для жителей осажденного города всем: российские летчики привозили тонны муки и медикаментов, увозили беженцев и раненых.
Сбитый Ми-8
Именно поэтому 14 декабря 1992 года стало черной датой в истории города, которую помнят все взрослые жители. В тот день Ми-8 с беженцами поднялся с нижней площадки. Через 12 минут на высоте 1800 метров над высокогорным селом Лата в вертолет попала грузинская ракета. В той авиакатастрофе погибли несколько десятков человек, в том числе женщины и дети.
«Это ужасно. Это было ужасно. Из нашего двора тогда погибло много людей… сосед мой погиб, Квицини Алеша, погибла девочка, которая когда-то училась у меня, она вместе с ребенком погибла… Вторая женщина погибла с двумя детьми… До сих пор нельзя об этом говорить спокойно», -- вспоминает учительница физики Валентина Давыдова, председатель русской общины Ткуарчальского района.
В Абхазии 14 декабря названо Днем памяти детей, погибших в Отечественной войне.
Ткуарчал, 2009 год
Сейчас в городе проживают около шести тысяч человек, работают четыре школы. На улицах много детей, дом культуры и государственные учреждения приведены в порядок. Многие жилые дома пустуют, оконными проемами зияют целые подъезды в пятиэтажках. В наши дни в город возвращаются буквально единицы. «Нет работы, это все держит, была бы работа – люди бы вернулись», -- пояснила Валентина Давыдова.
Сейчас город живет благодаря бизнесу турка абхазского происхождения, который возобновил добычу угля открытым способом. Однако делать он это начал еще несколько лет назад, до признания Абхазии. Добывать топливо в прежних объемах не представляется возможным, так как старые шахты загазованы и залиты водой. Сейчас турецкие бизнесмены возят уголь вагонами в порт Очамчира, а оттуда – кораблями в Турцию.
Сейчас большинство жителей обладают российскими паспортами, по ним многие получают российскую пенсию. Если в 1994 году русская община района составляла 1600 человек, то сейчас в ней всего 384 человека. Из них 62% люди пенсионного возраста, 12% детей и только 26% работоспособного российского населения. «Русская община живет в основном благодаря помощи из России», -- говорит учительница. За обустройство компьютерных классов, мебель и наглядные пособия педагоги благодарят российский Институт евразийских исследований.
Благодарят за учебники для школ они и правительство Москвы, однако «от Юрия Михайловича до сих пор в Абхазию не пришла ни одна книжка по русскому языку».