Арестованы все подозреваемые в захвате Arctic Sea
Басманный суд Москвы санкционировал арест всех подозреваемых в захвате Arctic Sea. Во время процедуры ареста шестеро "мирных экологов" из Эстонии и двое из Латвии заявили, что всего лишь просили помощи у членов экипажа, вели себя с ними дружелюбно и случайно уплыли в другую сторону.
Басманный суд Москвы удовлетворил ходатайство следствия и санкционировал арест восьмерых подозреваемых в захвате сухогруза Arctic Sea, сообщает РИА «Новости».
Первым арестованным в данном деле стал житель Таллина 45-летний Игорь Борисов. Затем суд также постановил заключить под стражу гражданина Эстонии Евгения Миронова, гражданина России, тоже проживающего в Эстонии, Дмитрия Бартенева и не имеющего гражданства Алексея Булеева. Последними арестованными стали неработающий гражданин Литвы Виталий Лепин, не имеющие гражданства Дмитрийс Савинс, а также Андрей Лунев и Алексей Андрюшин.
По данным эстонских СМИ, шестеро из восьми задержанных в последнее время проживали в Эстонии. Консульство Эстонии в ближайшее время намерено пристально изучить, были ли соблюдены права их жителей, арестованных в Москве. Двое других арестованных проживали в Латвии. МИД этой страны уже получил ответ на свой запрос в Следственный комитет при прокуратуре России.
В СКП заявили, что намерены привлечь к расследованию правоохранительные органы ряда стран -- возможно, российские следователи объединятся с коллегами из Прибалтики.
Как стало известно в ходе судебного заседания, не имеющий гражданства житель Эстонии Игорь Борисов в 2000 году уже привлекался к уголовной ответственности, но за что -- не уточняется. Сам подозреваемый заявил: «Мы не захватывали судно. Мы спасались, мы тонули, нам деваться было некуда». Государственный защитник Борисова также стал говорить, что тот ни в чем не виноват: «Подозреваемые -- экологи, у них тонул корабль. Не было у них оружия. Они -- мирные экологи».
После этого судья прервал подозреваемого и его защитника и пояснил, что в данный момент выясняется не суть уголовного дела, а то, какую меру пресечения необходимо избрать в отношении него.
А 41-летний российский гражданин Дмитрий Бартенев, выступая в суде, выразил возмущение тем, что их вообще подвергли уголовному преследованию в России. "Это произошло не в российских, а в шведских территориальных водах, и на судне с мальтийским флагом", -- цитирует Reuters слова Бартенева.
Строитель, арматурщик, безработный...
Ранее сообщалось, что в Басманный суд Москвы были доставлены восемь подозреваемых в захвате сухогруза Arctic Sea, среди которых -- двое граждан России, латыш, литовец, эстонец и трое лиц без гражданства.
В захвате судна подозреваются: неработающий Евгений Миронов, неработающий Дмитрий Бартенев, строитель ООО «Профсоммет» Игорь Борисов, неработающий Виталий Лепин, арматурщик «К-Мост» Алексей Булеев и неработающий Дмитрийс Савинс. Про захватчиков Андрея Лунева и Алексея Андрюшина личной информации пока нет, однако известно, что один из них -- российский гражданин.
В показанном накануне телеканалом «Россия» сюжете с борта военно-транспортного самолета Ил-76 со ссылкой на захватчиков было отмечено, что они считают себя «мирными экологами, арестованными по ошибке». Один из задержанных, представленный как Андрей Лунев, на вопрос о том, к какой экологической организации они принадлежали, ответил: «Я не знаю, частная какая-то контора». На телах предполагаемых захватчиков сухогруза были татуировки.
По словам Лунева, они подплыли к Arctic Sea в районе шведского острова Оланд в ночь на 25 июля и попросили взять их на борт -- был шторм, а у них закончилось топливо. При этом все захватчики были в резиновой лодке с мотором. "Капитан не стал заправлять наше судно, но мы вместе с ними отправились дальше, -- отметил Лунев, -- Отношения с экипажем у нас были вполне дружелюбные".
Свободные моряки
Моряки с захваченного сухогруза Arctic Sea находятся в Москве, они свободны в своих перемещениях. Об этом Infox.ru сообщили в СКП России. Расследование дела о захвате судна ведут следователи главного следственного управления СКП.
«Члены команды находятся сейчас в Москве, они снабжены средствами мобильной связи, они могут звонить родным в Архангельск», -- сообщили в пресс-службе СКП. Там уточнили, что никакие права членов команды не нарушаются, однако не смогли сообщить, где в настоящее время проживают моряки.
Накануне сообщалось, 11 членов экипажа и восемь захватчиков судна были доставлены тремя самолетами Ил-76 на подмосковный аэродром Чкаловский, откуда их переправили в СИЗО «Лефортово».
Как сообщила Infox.ru пресс-секретарь Мосгорсуда Анна Усачева, в пятницу вечером восемь обвиняемых в захвате судна были доставлены в Басманный суд Москвы, где будет рассмотрен вопрос об их аресте. В суд поступили материалы в рамках статей Уголовного кодекса «Похищение человека» и «Пиратство». Максимальное наказание по первой статье может составить до 20 лет лишения свободы, по второй -- 15 лет.
Причины захвата
Сухогруз Arctic Sea с российским экипажем на борту спустя более чем две недели после загадочного исчезновения был обнаружен 16 августа в Атлантике, недалеко от островного государства Кабо-Верде. Все 15 россиян, находившиеся на борту, живы. В четверг 11 моряков и предполагаемые захватчики судна были доставлены в Россию самолетами ВВС России.
В ходе допросов члены экипажа рассказали, что к борту «Arctic Sea» в шведских территориальных водах 24 июля подошла скоростная надувная лодка, в которой находилось восемь человек в черной одежде с надписью на спине «POLICIA». Они поднялись на борт судна и, угрожая оружием, потребовали от экипажа беспрекословного выполнения всех их распоряжений. В частности, пираты тайно оставались на судне вплоть до перехода через пролив Ла-Манш. В течение пяти дней капитан сообщал компании-оператору и береговой охране Великобритании, а также полиции Швеции, что захватчики покинули сухогруз, команда и судно серьезных повреждений не получили и следуют дальше к Алжиру. Однако уже 2 августа на сухогрузе была выключена аппаратура. Лишь на минувшей неделе военные корабли ВМФ России и службы НАТО обнаружили сухогруз у островов Зеленого мыса. Когда сторожевик "Ладный" эвакуировал экипаж и задерживал похитителей, на судне были обнаружены надувная лодка и другие предметы, принадлежащие угонщикам.
Сейчас четверо оставшихся в западной Африке членов экипажа Arctic Sea включая капитана Сергея Зарецкого находятся на сухогрузе. Судно Arctic Sea дрейфует в 200 морских милях от островной линии Кабо-Верде. В ближайшее время оно должно приплыть в Новороссийск. При этом газета Helsingin Sanomat подозревает, что если по дороге сухогруз не зайдет в Алжир, то можно будет сомневаться в истинности заявленного груза древесины, который изначально туда направляли.
Ранее главный редактор интернет-издания «Морской бюллетень -- Совфрахт» Михаил Войтенко предположил, что экипаж сухогруза кто-то использовал «в темную» и моряки даже не знали, какой груз находится на борту. В интервью немецкому журналу Deutsche Welle он предположил, что судно использовали в «левых перевозках» и в этом участвовало некое государство на Ближнем Востоке.
Представители ВМФ и следователи СКП России обследовали судно в Кабо-Верде, однако об обнаружении какого-либо подозрительного груза на борту не сообщалось. Выступая в Басманном суде, представитель прокуратуры Зелимхан Кастуев заявил, что на борту был лишь груз древесины стоимостью около $2 млн.
Напомним, что шведские власти считают причиной угона судна имущественный конфликт. Известно, что до октября прошлого года сухогруз Arctic Sea принадлежал латвийской компании Aquaship. Там заявили, что ничего не знают о судьбе судна после продажи. В нынешней компании-операторе судна Solchart Management версию о коммерческом конфликте категорически отрицают.