Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

Военная хитрость помогла найти Arctic Sea

Сухогруз Arctic Sea, пропавший две недели назад с 15 российскими моряками на борту, найден. Министр обороны Анатолий Сердюков сегодня доложил президенту об успешном выполнении поручения. До заявления министра военные не подтверждали обнаружение корабля, как оказалось, запутывая следы. Но сейчас экипаж уже находится на борту военного сторожевика. Был ли выплачен выкуп вымогателям, что заинтересовало угонщиков и кто же захватил сухогруз -- осталось неясным.

Сухогруз Arctic Sea, пропавший в Атлантике 30 июля с 15 россиянами на борту, найден близ островов Зеленого Мыса. Об этом, как передает Reuters, на совещании в Астрахани президенту России Дмитрию Медведеву доложил министр обороны России Анатолий Сердюков.

По словам министра, уже в 1.00 мск 17 августа все члены команды сухогруза были эвакуированы с Arctic Sea. По данным Сердюкова, все моряки живы и уже находятся на борту российского сторожевого корабля "Ладный", который направился к Кабо-Верде еще в минувшую пятницу.

Министр не сообщил деталей операции, обещав предоставить их президенту позднее в понедельник. «В 1.00 по Москве он обнаружен в 300 милях от островов Зеленого Мыса. Экипаж перемещен на сторожевой корабль «Ладный». Проводится дознание», -- передает РИА «Новости» слова Сердюкова. По его словам, моряков допрашивают об обстоятельствах исчезновения и причинах отсутствия сигнала с сухогрузом.

«В ближайшие несколько часов мы более детально расскажем, что с ними произошло, почему с ними была потеряна связь, почему оно изменило маршрут», -- добавил министр. Дмитрий Медведев поинтересовался, цел ли экипаж. «Экипаж жив, все живы-здоровы, они не находятся под вооруженным контролем», -- сказал Сердюков. Президент потребовал провести все следственные действия.

Директор компании-оператора Solchart Management Виктор Матвеев находится в приподнятом насторении. "Мы все невероятно счастливы. Теперь предстоит большая работа, чтобы понять, что же произошло", -- отметил Матвеев в интервью Associated Press.

Военная хитрость

Ранее Матвеев никак не комментировал данные финской полиции о том, что за освобождение моряков требуют выкуп. По данным немецких СМИ, он составлял $1,5 млн.

Те же немецкие СМИ в минувшую пятницу сообщили, что локаторы морских служб НАТО, контролирующих район Западной Африки, обнаружили пропавший российский сухогруз в 400 милях от Кабо-Верде. Новость о местонахождении Arctic Sea подтверждали в Минобороны Франции и в военном ведомстве Кабо-Верде. Однако российские военные, направив туда сторожевик "Ладный", по-прежнему сохраняли молчание. Посольство России в Кабо-Верде вообще опровергало заявления западных силовиков.

Как отмечает CNN со ссылкой на свои источники, все были введены в заблуждение нарочно -- с целью сохранения жизни экипажу судна при проведении операции по спасению моряков. Финская полиция (там параллельно со Швецией идет расследование), как утверждает радиостанция YLE, тоже последние несколько дней хорошо знала местонахождение Arctic Sea.

Напомним, что за последние несколько дней сообщения о местонахождении сухогруза были крайне противоречивыми -- судно видели на западе Бискайского залива, в порту Сан-Себастьяна (Испания), у побережья Португалии, а затем снова в Бискайском заливе в зоне ответственности французских военных. Все эти сообщения затем последовательно опровергались.

Arctic Sea, принадлежащий компании Solchart Management AB (архангельская компания, базирующаяся в Финляндии), на борту которого находятся 15 россиян, с пиломатериалами на сумму около $2 млн вышел 22 июля из финского порта Якобстад курсом на Алжир. В порту Беджайя судно ждали еще 4 августа. По пути сухогруз подвергся нападению в Балтийском море.

Нападение

У побережья шведского острова Оланд, 24 июля около 3.00 по местному времени восемь мужчин в черных масках и жилетах с надписью «police», вооруженные огнестрельным оружием, остановили сухогруз.

По словам редактора сайта «Морской бюллетень -- Совфрахт» Михаила Войтенко, люди, подошедшие к кораблю на надувной лодке, поднялись на борт и сказали на ломаном английском языке, что представляют отдел шведской полиции по борьбе с наркотиками. После этого они связали команду, избив нескольких членов экипажа, и обыскивали судно в течение 12 часов. Потом они покинули борт, не забрав у экипажа ни денег, ни документов, и сухогруз последовал далее по своему маршруту.

Вероятно, второго захвата судна не было, и все это время оно контролировалось теми, кто напал на него в Балтийском море.

При этом финская полиция уверена, что выкуп за Arctic Sea требовали совсем другие люди.

Последний сигнал сухогруз Arctic Sea подавал 30 июля в 1.29 по Гринвичу с запада Бискайского залива. На следующий день полиция Швеции смогла установить контакт с экипажем судна. Последними с моряками общался Николай Карпенков -- директор компании Solchart в Архангельске, это было 1 августа.

Полная версия