Москва
18 декабря ‘24
Среда

Вузы подготовят больше строителей и медиков

Минобразования увеличило прием студентов на строительные и медицинские специальности. Кроме того, глава ведомства обещает бороться с расплодившимися филиалами вузов и решить вопрос с зарплатой преподавателям.

Минобрнауки России в 2008 году впервые увеличило прием абитуриентов в вузы, техникумы и училища по специальностям в сферах строительства, приборостроения и здравоохранения, сообщил глава ведомства Андрей Фурсенко.

«В целях совершенствования текущего финансирования совместно с работодателями определена прогнозная потребность в профессиональных кадрах по всем отраслям экономики до 2015 года. В соответствии с ней сформированы контрольные цифры приема в федеральные учреждения начального, среднего и высшего профобразования на следующий учебный год. Впервые за многие годы в 2008 году мы увеличили прием на специальности здравоохранения, строительства, приборостроения и другим востребованным экономикой направлениям подготовки -- в общей сложности на 5%», -- приводит РИА «Новости» слова Фурсенко, выступавшего во вторник на заседании думского комитета по образованию. При этом, по словам министра, за последние четыре года объем госзаказа на специалистов в области экономики, менеджмента и других невостребованных специальностей сократился на 20%.

Он уточнил, что сокращение коснулось не тех вузов, которые традиционно готовили востребованных специалистов гуманитарных сфер деятельности, а непрофильных вузов, которые вели данные направления подготовки в силу коммерческих интересов. По словам Фурсенко, количество бюджетных мест в расчете на одну тысячу выпускников школ постоянно растет. «Так, если в 2004 году было 442 бюджетных места, то в 2008 году -- 554», -- добавил он. «Сейчас мы работаем над прогнозом до 2020 года, что позволит еще более точно устанавливать государственный заказ на подготовку специалистов», -- сообщил глава Минобрнауки.

О финансировании

Министерство образования и науки в этом году начинает преобразования высших учебных заведений в России. Существующая система профобразования не соответствует запросам современной, а тем более завтрашней экономики, признал на сегодняшнем заседании Фурсенко. Одна из причин – хроническое недофинансирование. За последние три года поддержку получили 57 программ на общую сумму 30 млрд руб. Министр считает, что этого не достаточно. Правда, в недофинансировании он видит вину не только государства, но и самих учебных заведений. Формально научную деятельность ведут около 500 вузов, если считать по наличию аспирантур. «Реально это число можно уполовинить», — сказал Фурсенко. Те учебные заведения, которые действительно ведут серьезные научные разработки, могут получить финансирование в рамках новой программы «Научно-производственные кадры». При этом министр оговорился: материальная поддержка достанется не всем, а только лучшим – это конкурс, «искусственно растягивать деньги не будем». Чтобы не получилось ситуации, когда все средства окажутся сконцентрированными в Москве и, может быть, Новосибирске, планируется проводить конкурсы по регионам.

Депутаты спрашивали министра о судьбе «расплодившихся» филиалов самых разных институтов. Фурсенко пояснил цифрами: филиалов с числом студентов более 3 тыс. только 94, около тысячи не набирают и по 500 учащихся, а есть и такие, где числятся по 15 человек. За 2008 год было ликвидировано 64 филиала. И 11 создано. «Слово «филиал» не должно быть ругательным. Больше того, в перспективе нужно развивать сеть мощных филиалов серьезных вузов», — выразил свою позицию министр, проиллюстрировав ее примером: в Сочи сейчас большой спрос на дорожных строителей, и открыть там филиал МАДИ – шаг рациональный при условии, что филиал обязуется готовить исключительно специалистов этой отрасли, а не конъюнктурных у абитуриентов, но не востребованных региональной экономикой экономистов и юристов, пояснил Фурсенко.

О зарплатах

Депутаты в очередной раз поставили по-прежнему острый вопрос зарплат преподавателей. Министерство активно работает над введением новой системы оплаты труда. Действующая сейчас единая тарифная сетка не содержит стимулов работать лучше. В ближайшем будущем предполагается расширить полномочия самих образовательных учреждений в вопросах распределения фонда оплаты труда и найме тех специалистов, которые в данный момент необходимы. Планируемая схема такова: есть единый фонд оплаты труда, из его стимулирующей части поощряются лучшие сотрудники. Таким образов, зарплата специалиста в зависимости от результатов его труда может увеличиться, а может остаться на гарантированном минимуме. Похожая практика уже подтвердила свою состоятельность в ходе апробации на общеобразовательных учреждениях. Впрочем, пока еще трудно представить себе состоятельного преподавателя. Вот и депутаты выразили сомнения, что 30-процентное увеличение средств, выделяемых на оплату труда педагогов, сколь-нибудь заметно изменит ситуацию. Не уйдут ли все эти деньги исключительно на повышение минимальных окладов. «Нет, -- заверил министр, -- мы считали. Если, конечно, не весь преподавательский состав вуза на «минималке». Но тогда что-то не в порядке с таким вузом».

Полная версия