Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Обломки самолета найдены в океане

Бразильские военные обнаружили в океане обломки пропавшего французского лайнера. На поверхности океана заметили пятно керосина и пассажирские кресла.

Бразильские военные нашли в океане металлические обломки, предположительно, пропавшего 31 мая самолета Airbus A330-200, сообщает Reuters. Португальский Journal de Noticias сообщает, что металлические фрагменты, пассажирские кресла и пятно керосина замечены в 640 км от архипелага Фернанду-де-Норонья, в 160 км к северо-западу от островов Сан-Педру и Сан-Паулу. На поверхности воды также обнаружен оранжевый спасательный жилет -- они находятся в 60 км от других найденных фрагментов. Бразильские военные пока заявляют, что будут продолжены поиски обломков с опознавательными знаками именно этого борта.

«Сейчас задача – собрать обломки и попытаться выяснить, принадлежат ли они самолету Air France», -- заявил на пресс-конференции полковник бразильских ВВС Жорже Амарал. «Сказать точно, что это части самолета, мы не можем. Спасателям надо иметь хотя бы один обломок с серийным номером самолета», -- добавил он. Район обнаружения обломков найден правее предполагаемого курса аэробуса, вероятно, экипаж решил возвращаться или сесть на архипелаге Фернанду-де-Норонья, впрочем пока это только предположение.

Четыре минуты бедствия

По данным российских экспертов, точное место падения самолета А330-200 уже установлено. Ближайший к этой точке -- крупный город на северо-востоке Бразилии Форталеза, расположенный на берегу Атлантического океана. «Точные координаты места падения самолета находятся в точке 03 градуса 57’ северной широты и 030 градусов 37’ западной долготы, — сообщил корреспонденту Infox.ru президент Консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов», член правления Всемирного фонда безопасности полетов Валерий Шелковников.

По его словам, с этих координат в службу отслеживания полетов авиакомпании Air France были переданы автоматические сообщения о коротком замыкании, разгерметизации, многочисленных отказах бортовых компьютеров и систем. Сигналы проходили в течение четырех минут. Всего, по данным агентства Bloomberg, самолет направил десять аварийных сигналов. Сеансов связи с экипажем в эти минуты не было. Таким образом, ситуация на борту развивалась стремительно.

Самолет А330-200 авиакомпании Air France пропал через четыре часа после вылета из Рио-де-Жанейро в Париж, влетев в центр тропического шторма и попав в зону турбулентности. До исчезновения самолета полет проходил нормально: лайнер находился на высоте 10 670 м, скорость составляла 840 км/ч, сообщает Associated Press. Высокий грозовой фронт метеорологи зафиксировали над Атлантикой к северу от экватора.

Метеорологи не исключают, что самолет в районе экватора попал в зону межтропической конвергенции, где сталкиваются воздушные потоки из Северного и Южного полушария. В нижних слоях атмосферы возникают восходящие движения воздуха, чему способствует также сильное прогревание. Поднимаясь, воздух остывает, превращаясь в плотные кучево-дождевые облака. В районе экваториальной штилевой зоны высота таких облаков может достигать 15 тыс. метров. По мнению американских метеорологов из Пенсильвании, порывы ветра в зоне конвергенции могли достигать 44 м/с.

Пилоты, следующие курсом из Южной Америки в Европу, оказываются в воздушном лабиринте, маневрируя и уходя от нисходящих потоков воздуха. Ранее представители Air France уже называли среди вероятных причин катастрофы сильные вихревые потоки воздуха и возможный удар молнии.

Поиски на глубине

Территория поиска лайнера растянулась от северо-восточного побережья Бразилии до западного побережья Африки. В поисковой операции участвуют несколько военных самолетов и кораблей ВМФ Бразилии и Франции, к операции присоединился самолет ВМФ США. Поиск ведется днем и ночью как визуально, так и с помощью радиолокаторов и инфракрасных сканеров.

Первыми о возможном обнаружении обломков заявили пилоты авиакомпании TAM. Пилоты рейса Париж—Рио-де-Жанейро, летевшие 31 мая над Атлантикой, заметили на маршруте огни. По мнению летчиков, всполохи пламени были видны по маршруту злополучного рейса Air France. Во вторник днем военно-воздушные силы Бразилии подтвердили информацию об обнаружении ряда металлических обломков.

Два частных бразильских судна, которые присоединились к поисковой операции во вторник утром, уже достигли места обнаружения обломков. "Как только они обнаружат в воде объекты, они будут исследованы на предмет принадлежности к пропавшему авиалайнеру", -- сообщил собеседник Associated Press в управлении водного транспорта Бразилии. Кроме того, французские власти направили к месту обнаружения обломков глубоководные аппараты, способные исследовать дно на глубине около 6 тыс. метров (глубина в районе обнаружения обломков по некоторым данным, достигает от 4,7 до 7 тыс. метров). Вероятно, к поискам на глубине подключатся американские специалисты.

На поиски "черных ящиков" у поисковиков не так много времени -- бортовые самописцы могут быть исследованы в течение 30 дней.

Во вторник вечером во Франции прошла минута молчания по жертвам катастрофы. В Рио-де-Жанейро объявлен трехдневный траур. На борту пропавшего самолета находились 228 человек -- 216 пассажиров и 12 членов экипажа. Среди пассажиров, по предварительным данным, был гражданин России, а также граждане еще 31 государства. Французские власти собираются начать сбор образцов ДНК у родных пассажиров на случай обнаружения тел погибших.

Версии

Расследованиемо обстоятельств катастрофы во Франции руководит Ален Больяр, ранее он возглавлял группу по расследованию обстоятельств крушения в Париже "Конкорда" в июле 2000 года, когда погибли 113 человек. Версия теракта с самого начала была исключена, ее не подтверждают ни в министерстве транспорта, ни в министерстве обороны Франции, ни в Пентагоне.

Все опрошенные Infox.ru эксперты уверены, что шансов на спасение у пассажиров аэробуса не было. Что касается причин катастрофы, на основе существующей информации можно строить разные версии.

Как рассказал Infox.ru эксперт Межгосударственного авиационного комитета Всеволод Овчаров, случаи, когда в самолет попадают молнии, бывают, но крайне редко. «Информация о том, что самолет сначала был на радарах, а затем исчез, достаточно скудная, чтобы делать выводы», — считает эксперт.

Бывший начальник центра авиационной безопасности ГосНИИ гражданской авиации Герман Никулинский рассказал, что пилоты могли не успеть сообщить о неполадках. «Если самолет попал в зону очень сильной турбулентности, то, скорее всего, он просто развалился в воздухе на куски. Как правило, пилоты, когда оказываются в зоне мощнейшей турбулентности, не успевают ничего сообщить. Однако версия, что в самолет попала молния и он разбился, тоже имеет право на существование, если пилот целенаправленно полетел в грозовое облако. Впрочем, борт Airbus оснащен современными датчиками, которые предупреждают об электромагнитных волнениях впереди».

Как считает директор центра поддержания летной годности воздушных судов ГосНИИ гражданской авиации Михаил Громов, на борту лайнера могло произойти все что угодно. «Я не имею доступа к расследованию. На борту могли произойти и диверсия, и ЧП любого другого плана», — отметил Громов.

Валерий Шелковников также затрудняется в определении причин падения самолета. Он подчеркнул, что на борту произошло нечто совершенно экстраординарное, однако версию о молнии эксперт считает маловероятной -- современные лайнеры проходят достаточно качественные тесты на сопротивление ударам электрических разрядов.

Полная версия