Раннее развитие ребенка стало очень популярной темой в последние годы – некоторые мамы как будто соревнуются друг с другом по количеству занятий, которые посещает их малыш чуть ли не с годовалого возраста.
При этом не все задумываются о том, что у раннего развития есть не только вполне понятные плюсы, но и некоторые не совсем очевидные минусы. Действительно, как у, казалось бы, благой цели – как можно раньше стимулировать интеллектуальное развитие ребенка, могут быть негативные последствия? Рассказываем подробнее.
Память или интеллект?
Конечно, если ваш ребенок в 2 года знает названия животных, может без труда и правильно показать на картинках многочисленные овощи и фрукты, причем не только на русском, но и на английском языке – это родительская гордость. Хорошо развитая память малыша – залог того, что он будет и дальше прекрасно запоминать и с легкостью заучивать стихотворения в детском саду и школе. Хорошая память – это прекрасно, но показатель ли это интеллекта? Таким образом, вы приучаете ребенка «зубрить», но нравится ли ему самому это? Не помешают ли строгий родительский контроль и «зубрежка» ребенку определить круг своих интересов?
Психологи рекомендуют не настаивать, если ребенок не хочет, условно, запоминать названия овощей и фруктов, капризничает и раздражается. Вполне возможно, что сама тематика – овощи и фрукты, ему просто не интересна (пока не интересна). Известнен случай, когда малыш в течение месяца наотрез отказывался запоминать буквы и цвета, но всего за неделю, гуляя с мамой по району, выучил все марки автомобилей.
Предоставьте малышу некоторую свободу, не «давите», он сам покажет, что ему интересно на данном этапе – это «направление» и стоит мягко, но настойчиво развивать родителям.
Ученые считают, что в разном возрасте у ребенка по-разному развиваются участки мозга, и излишнее давление, например, на интеллектуальное развитие в раннем возрасте может негативно сказаться на эмоциональной сфере – то есть, если родители делают акцент на развитие логики с помощью интеллекта, когда ребенку всего 2-3 года, то эмоциональное развитие может несколько затормозиться.
Мнение ученых
Интересно мнение специалистов Вальдорфской педагогической школы, которые считают, что до 7 лет у ребенка активнее всего развиваются ощущения собственного тела и эмоции, после 7 – развивается интеллект, а после 13 лет ребенку уже доступно абстрактное мышление.
Согласно этим выводам, до 7 лет следует больше внимания уделять общению с ребенком, потому что именно в этот период будут заложены основы хороших и добрых отношения между родителями и ребенком, которые могут остаться таковыми всю жизнь. Также нужно уделить время физическому развитию малыша – отдать его в спортивную секцию или на танцы.
Это подтверждается и исследованиями развития мозга ребенка. Например, если в раннем возрасте малышу предлагать активно развивать интеллект и логику, то участки мозга, ответственные за координацию и движения, будут задействованы меньше, поэтому у таких детей могут впоследствии наблюдаться неуклюжесть и скованность в движениях, сложности с физическим развитием.
Это подтверждается и простым наблюдением за поведением детей раннего возраста – они с гораздо большей охотой будут бегать, кувыркаться и лазать на турниках, чем учить буквы русского или английского алфавита. Всему свое время!
Особое внимание в раннем возрасте следуют также уделять полноценному отдыху и восстановлению сил ребенка, особенно если он посещает спортивные секции - следите, чтобы он достаточно спал и полноценно питался.
Читайте также: 3 способа сделать детский рацион питания более полезным