Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Два инвестора сошлись в битве за право работать в Оренбуржье. Должен остаться только один

Правительству Оренбургской области предстоит сделать выбор между двумя компаниями, готовыми построить заводы попереработке масленичных культур вБузулуке.

Представители ГК НМЖК (Нижегородский масложировой комбинат) утверждают, что у их предложения есть ряд преимуществ: волжане предполагают организовать не только переработку масленичных культур, но и выпуск майонезов и соусов, в том числе под местным, оренбургским брендом. Построить предприятие предполагается без финансового участия государства, а вот отчисления в бюджет, главным образом региональный, прогнозируются на уровне двух миллиардов рублей в год. С другой стороны, ростовская компания «Астон» — крупнейший экспортёр подсолнечного масла из России — уже успела подписать с правительством области меморандум о намерениях и отступать не планирует.

Точка притяжения для инвесторов

Бузулук — уникальная для Оренбургской области площадка для организации переработки масленичных культур. Его географическое положение на самом западе региона позволяет обрабатывать продукцию не только оренбургских сельхозпроизводителей, но и аграриев соседних областей (Самарская, Саратовская, Ульяновская) с низкими логистическими затратами. В городе уже есть развитая промышленная инфраструктура, он обеспечен водными ресурсами и очистными сооружениями.

Неудивительно, что сразу две крупных бизнес-организации решили использовать конкурентные преимущества Бузулука для организации переработки масленичных культур. Это группа компаний «Нижегородский масложировой комбинат» и компания «Астон», базирующаяся в Ростове-на-Дону. Обе организации подали заявки на получение статуса приоритетного инвестиционного проекта.

«Оренбургская область становится все более интересной для инвестора. И яркое тому доказательство, что два крупных игрока заявили о своем желании строить предприятия на западе области», — подчеркнул в интервью Infox.Ru Никита Хилимончик генеральный директор Корпорации развития Оренбургской области.

Уже свои

«Астон» — новый игрок для оренбургского рынка, а вот НМЖК в области хорошо знают. Группа компаний работает здесь уже много лет, с 2003 года, а в 2015 году построен и запущен современный производственный комплекс в Сорочинске. Комплекс в Бузулуке — следующая ступень реализации планов по созданию производственно-логистического кластера Сорочинск-Бузулук, инвестиции в который уже превысили десять миллиардов рублей в масштабе нынешних цен. Более того, ГК НМЖК запустила и программу по производству высокоолеинового подсолнечника, в которой сейчас участвуют более тысячи фермерских хозяйств Оренбуржья.

Полноценный запуск интегрированного комплекса Сорочинск-Бузулук приведет к снижению себестоимости продукции. А это значит, что россияне получат продукцию такого же качества по более низким ценам. Повысится и конкурентоспособность на мировом рынке.

Под собственным брендом

Заявки НМЖК и «Астона» на первый взгляд действительно похожи. И там, и там речь идет о переработке масленичных культур. Разница в первую очередь в масштабе. НМЖК готов вложить в свой проект около 23 миллиардов рублей. Инвестиции «Астона» оцениваются в десять миллиардов.

Существенно различается и сумма налоговых поступлений — проект «Астона» по прогнозам будет приносить бюджету около миллиарда рублей, проект НМЖК — около двух миллиардов ежегодно.

Но есть и более существенные различия. Ориентированный на экспорт «Астон» планирует практически всю произведенную продукцию вывозить за пределы региона: для этого в Оренбуржье построят специальный логистический хаб.

На экспорт рассчитывают и в НМЖК: по расчетам специалистов, когда будет построен комплекс в Бузулуке, это позволит увеличить вывоз продукции из Оренбуржья более чем на 300 миллионов долларов США, в разы больше, чем сейчас.

Потенциальные покупатели для обеих компаний— китайцы, немцы, датчане, прибалты, страны Средней и Центральной Азии.

Принципиальное различие в том, что проект НМЖК предполагает не только организацию переработки масленичных культур, но и изготовление продукции под местным, оренбургским брендом. В Бузулуке готовы производить фасованное растительное масло, собственные соусы и майонезы — 125 тысяч тонн в год и 80 тысяч тонн в год, часть — под локальным брендом. И вот это уже пойдет на внутренний рынок, будет продаваться по всей России.

Работа на перспективу

Также нельзя забывать о рабочих местах. В случае успеха НМЖК на его заводе будут трудиться свыше 520 специалистов (у «Астона» заметно меньше — около 320), не говоря уже о смежных сферах, таких как транспорт, сельское хозяйство и элеваторы, предназначенные для хранения продукции. Предприятие в Бузулуке станет крупным клиентом не только местных аграриев, но и производителей пищевых ингредиентов, упаковки, запчастей и материалов. Это полностью соответствует целям и задачам, которые установлены в госпрограмме по развитию сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2025 годы.

НМЖК гарантирует заработную плату выше среднего по отрасли, безопасные условия труда и социальную защищенность. При этом для подготовки и обучения персонала нижегородцы планируют задействовать сеть средних специальных и высших учебных заведений, которые работают в Бузулуке и по всей Оренбургской области. «Мы планируем построить высокотехнологичное производство с инновационной составляющей. Для него нужны профессиональные, а в ряде случаев, уникальные специалисты, которых в сельских населенных пунктах вырастить и удержать практически невозможно», — подчеркнул гендиректор ГК НМЖК Алексей Масленников.Представители «Астона» на запрос Infox.ru о комментарии сообщили, что пресс-секретарь в отпуске.

Решение — за Инвестиционным советом

Предварительное решение о том, предложение какого инвестора войдет в список приоритетных инвестиционных проектов, должна принимать специальная комиссия, окончательное — Инвестиционный совет. Для этого есть четко прописанные критерии, и, если проект им соответствует, он туда попадет, отметил гендиректор Корпорации развития Оренбургской области Никита Хилимончик.

Новые предприятия для региона — это и новые рабочие места, и достойный уровень жизни благодаря высокой зарплате, и рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Крупный и успешный инвестор, который пришел надолго — гарантия стабильного экономического и социального развития. «Наша задача сделать так, чтобы как можно больше подсолнечника из Самарской, Саратовской и Оренбургской областей перерабатывалось в нашем регионе», — подчеркнул Никита Хилимончик.

19 июля комиссия единогласно проголосовала за проект НМЖК и направила его на рассмотрение инвестиционного совета. Несколькими днями ранее аналогичное решение было принято и по проекту «Астон»: оба проекта хороши, оба приоритетные. При этом у «Астона» есть преимущество: в июне дончане успели подписать с правительством области меморандум о намерениях о строительстве комплекса. Силы договора этот документ не имеет, поэтому областные власти оказались в сложной ситуации: вроде бы пообещав участок одному инвестору, они столкнулись с более заманчивым предложением другого.

Увы, земельный участок в Бузулуке на две компании не делится, да и сырья в регионе хватит только на одно предприятие, поэтому инвестсовету Оренбургской области так или иначе придется отдать предпочтение лишь одному из проектов. Совет теперь стоит перед выбором и будет вынужден рассматривать два проекта на конкурентной основе, сравнивая все их плюсы и минусы. Цифры против цифр: 10 млрд руб. инвестиций, 1 млрд руб. налогов в год и отправка масла цистернами за рубеж от «Астона» против 23 млрд руб. инвестиций, 2 млрд руб. налогов в год и производства собственного бутилированного масла, майонеза и соусов под локальным брендом от НМЖК. Будет чрезвычайно интересно узнать окончательное решение Совета и в особенности обоснование этого решения.

Депутат — за прозрачность

Член комитета Государственной думы по экологии и охране окружающей среды Евгений Марков полагает, что региональные власти в этой ситуации должны руководствоваться несколькими вещами, но в первую очередь — объемом инвестиций и плановых региональных налогов, количеством созданных рабочих мест, сроками реализации проекта. Чиновник в любом случае должен принять решение на основе открытых доводов, открытых критериев.

«Я как государство готов поддержать равные возможности, оценивать критерии, чтобы быть объективным при принятии государственного решения. В противном случае ко мне завтра придет прокуратура, задаст мне очень неприятные вопросы и будет абсолютно права», — резюмирует Марков.

Полная версия