Москва
3 января ‘25
Пятница

Предложение Дмитрия Певцова о возврате к «пятилеткам» вызвало экономическую дискуссию

Бурная дискуссия развернулась после заявления Народного артиста России Дмитрия Певцова о необходимости вернуться кплановой экономике и «пятилеткам». Народный артист считает, что это даст больше уверенности в своем будущем гражданам страны.

— Когда сломали Советский Союз, нас убедили, что рынок — это хорошо. Рынок, мол, сам себя регулирует. Только забыли предупредить, что эта «регулировка» от кризиса к кризису сильно отражается на простом человеке. Надо вспомнить о хорошем опыте советских лет и применить его в современных условиях, облегчив жизнь людей. Возврат страны к планированию и пятилеткам — это шанс, что Россия будет двигаться в авангарде, а не в обозе мировой экономики. Может, нам нужна 14-я пятилетка? Чтобы через пять лет мы могли спросить с нашего Правительства и с наших начальников. Нам надо «поженить» рынок и плановую экономику, — заявляет Певцов.

Ранее своим мнением о предложении Певцова поделились профессор, экономист Евгений Гонтмахер, экс-министр экономики РФ Андрей Нечаев и профессор МГУ Елена Ведута.

Андрей Быков: Рынок — чуждая России идеология

Владелец бренда «Лаборатория цифровой диагностики бизнеса», экономист и Общественный Уполномоченный по защите прав иностранных инвесторов Андрей Быков вступил в дискуссию с предложением рассмотреть вопрос с двух идеологических позиций: мировоззрения самодостаточности и идеологии прибыли. В идеологии прибыли, по его словам, есть только одна экономическая модель — рынок. В мировоззрении самодостаточности есть две экономические модели: концентрация производства и государственная концентрация рынка. По мнению Андрея Быкова, рынок — это всегда хаос, план и стабильность в рынке невозможны. Во многом позиция Андрея Быкова схожа с позицией Певцова.

— Девятьсот из тысячи лет нашей истории Россия жила в мировоззрении самодостаточности. Только в 1965 году мы перевели экономику из мировоззрения самодостаточности в идеологию прибыли. В итоге в 1991 году разрушилась модель концентрация производства, которая обеспечивала наш народ всем, — подчеркивает экономист. — Чуждая России идеология прибыли навязала чуждую нам модель «свободной рыночной экономики», которая на самом деле умерла на 20 лет раньше, в 1971 году. Что же есть сейчас? Я называю это рынком прибыли, в котором в России участвуют не более двух процентов населения.

— Сегодня перекос в сторону частной экономики, — отмечает Быков. — Ее не интересует, в чем нуждается народ. А народ и есть рынок. Доходы народа определяют спрос. А спрос определяет все. России сегодня необходим мощный государственный сектор.

Марат Баширов: плановые принципы никуда не исчезали

Политолог Марат Баширов, автор телеграмм-канала «Политджойстик» выражает свою точку зрения в дискуссии следующим образом: «На самом деле никогда плановые принципы управления экономикой не исчезали. Просто сейчас мы их описываем в виде стратегии, но все равно привязываем к целям, датам, бюджету государства. Мы видим, что есть согласование планов госкомпаний и частных компаний. Просто иной способ управления экономикой — не централизованный, а децентрализованный. Во всем мире сейчас обсуждают левый поворот — достижение нового уровня социальной справедливости в уровне доходов и уровне жизни. Это во многом про элементы плановой экономики. В отношении социальных гарантий эта плановость точно присутствует. Но в плане решения вопроса, что и кому производить, элементы рынка должны сохраняться».

Дмитрий Потапенко: противопоставлять плановую и рыночную экономику — это шизофрения

Управляющий партнер Management Development Group Inc, Общественный Уполномоченный по самозанятым и микробизнесу Дмитрий Потапенко свою позицию выражает более жестко: «Противопоставление рыночной и плановой экономики — это вариант шизофрении. Сегодня корпорации выстраивают долговременные планы, используя массу инструментов, помимо финансовых: исследования рынков, привлечение экспертных сообществ, конференции, нетворкинг... Этот масштаб работы и возможности и не снились Госплану. Многие помнят отголоски той реальности, например, понятие „фонды“. Моя бабушка, например, работала в булочной, и когда к вечеру хлеб заканчивался, она надевала орденские планки и ехала в Торг выбивать те самые „фонды“, чтобы был хлеб на полках».

По мнению Потапенко, Госплан ни за что не смог бы собрать множество маркетинговых фишек, которые есть в арсенале, к примеру, у современных ритейлеров. Они планируют «вдолгую» и делают это на основе просчитанных финансовых и маркетинговых бизнес-моделей. — Все компании и предприниматели — от малого до великого — собирают и находят информацию, кратно превышающую возможности любого планового ведомства, — считает Потапенко. — Именно потому нельзя противопоставлять плановую и рыночную — или свободную — экономику. Это большая ошибка.

Дмитрий Певцов: стране необходим новый курс

Хочется отметить, если дискуссия продолжается, значит, есть предмет для обсуждения. Дмитрий Певцов, активно выражающий в последние месяцы свою общественную позицию, смог найти «нерв» общественного диалога. Как говорит Дмитрий Певцов, прошедший год всех заставил посидеть в самоизоляции, но и дал возможность подумать о важном.

— Уверен, — говорит Дмитрий Певцов, — после избавления от ковидной заразы нашей стране необходим новый курс. Пришло время бережнее относиться к каждому человеку. Государство обязано заботиться о гражданах, а не экспериментировать с реформами. Россияне это заслужили. И даже в «рынке» мы должны внедрять элементы плановой экономики — это не только понимание, куда идем, но и гарантия уверенности в развитии страны для россиян.

Полная версия