Москва
3 января ‘25
Пятница

Рок вовремя угольной чумы?

150 миллионов рублей кузбасский миллиардер потратил наконцерт германских рокеров вКемерове.

А в это время полиция задержала трех жителей Новокузнекого района по подозрению в поджоге карьерной техники на разрезе этого миллиардера. Они не хотели дышать угольной пылью и протестовали против захвата разрезом земель возле поселений.

Когда сервильный шоумен Олег Газманов поет «Кузбасс в каждом из нас», он недалек от истины: Кузбасс действительно сидит практически в каждом жителе региона. В виде угольной пыли в легких-. Немалый вклад в «напыление» тел кузбассовцев углем вносят разрезы олигарха Дмитрия Николаева. Другие его коллеги как-то стараются вести себя потише. Деньги, как известно, любят тишину. Ни для кого не секрет, что около 50 процентов угольной прибыли сегодня не учитывается и оседает в офшорах. И это десятки миллиардов рублей.

В Кемерово в августе приехали звезды европейского рока — «Accept», «Royal Hunt», «Within Temptation» и «HammerFall». Оплатил концерт «Герои мирового рока» кузбасский миллиардер Дмитрий Николаев, хозяин угольного синдиката «Стройсервис». Во всех смыслах большой ценитель тяжелого металла — первый миллион заработал на скупке-продаже чермета.

По оценке экспертов, на 150 трудовых шахтерских миллионов, потраченных на концерт, Николаев мог переселить 80 семей, живущих сегодня на краях его угольных разрезов.

В основном это дети, женщины и пенсионеры. Они ежедневно вдыхают черную угольную пыль и от вселенской безысходности перекрывают дороги «белазам» Николаева.

Осенью 2018 года «Стройсервис» подал иск против жителей поселков, к которым вплотную подступил угольный разрез «Березовский». Николаев требовал от местных выплатить ему 14 миллионов рублей за простой техники. Тогда люди протестовали против планов миллиардера срыть единственную дорогу, соединяющую их поселения с Новокузнецком — выходили на пикеты, вставали перед тяжелой землеройной техникой. От иска хозяина «Стройсервиса» они отбились. Но разрастание разреза не смогли предотвратить. Дорогу съели николаевские экскаваторы.

Рок всегда был музыкой протеста. Против чего протестует олигарх Николаев своим рок-концертом? Возможно, он выступает за то, чтобы люди имели смелость говорить «нет» рытью гигантских ям буквально под своими окнами? Может, он протестует против роста детских онкологических заболеваний в городах и деревнях рядом с его разрезами? И требует для этих детей чистого воздуха без угольной пыли?

Германские рокеры приехали в Кузбасс с размахом — несколько фур оборудования. Режиссер шоу был нанят в Петербурге. Такие шоу в России может себе позволить Филипп Киркоров... и Дмитрий Николаев.

Всего под руководством этого одиозного угольного миллиардера работают 9 предприятий, из которых 4 угольных разреза, одна шахта, два транспортных подразделения, один коксохимический завод на Урале и головная административная компания — вершина холдинга. Холдинг добывает более 11 миллионов угля тонн в год.

Специфика размещения карьеров и шахт Николаева — близость к жилью. Например, «Шахта № 12» — это название жилого района города Киселевск (тот самый город с черным снегом), в котором и находится шахта любителя немецкого рока.

Возможно, именно поэтому на разрезах «Стройсервиса» в этом году начала гореть карьерная техника. Ответственность за поджоги взяли на себя народные мстители — «кузнецкие партизаны», борющиеся против поглощения живых поселений угольными ямами.

Перед хозяином «Стройсервиса» уже лет десять стоит выбор: решать проблему растущего народного недовольства или плюнуть и развивать бизнес, как он считает нужным — по живым людям. Как и многие большие бизнесмены из Кузбасса, Николаев поднялся в 90-е на схеме «трубы и трупы» — так тогда характеризовали этот стиль жизни металлоторговцев. Поэтому выбор для него очевиден: назло недовольному быдлу провести шикарный концерт в областной столице — под носом у губернатора Цивилева, который обещает людям «чистый уголь, зеленый Кузбасс». Рок-концерт готовился конечно как раз для Цивилева, который последнее время увлекся рокерской тематикой. Завел трехколесный мотоцикл и активно тусуется с байкерами. Регулярно ездит с ними в автопробеги. Необычное увлечение для губернатора проблемного региона.

А что очередной протест с блокированием дорог, поджогом техники и заявлениями про бегство в Канаду придется скоро разгребать, возможно, лично президенту — Николаев считает, что так и должно быть: каждый занят своим делом. Он получает миллиарды, народ терпит, президент и мотоциклист-губернатор сглаживают углы. А если уж обстановка слишком накалится, полиция на государственные деньги предприятия Николаева по закону защитит.

Да, другие кузбасские угольщики ведут себя иначе. Даже те, которые не менее наплевательски, чем Николаев, относятся к людям и окружающей среде. Их деньги любят тишину, а не рок-концерты, а их фамилии почти не звучат в СМИ. Но и владельца «Стройсервиса» в принципе можно понять: он слушал «Accept» на дешевых аудиокассетах, когда был пацаном, а теперь может похлопать всю группу по плечу и дать каждому музыканту по «котлете зелени». Для демонстрации богатства посреди нищеты тоже нужна смелость. У него она есть. И кемеровчане довольны — на их город николаевские разрезы не наползают, а музыканты приехали именно к ним, а не к чумазым рабам в угольных ямах «Стройсервиса» в десятках километров от Кемерова, куда не доносились звуки известных рокерских хитов, зато слышны промышленные взрывы, трясутся стекла одноэтажных хлипких домиков, а воздух можно трогать руками.

Пресс-служба «Стройсервиса» о протестах и обычных людях, которые дышат угольной пылью, не высказывается никогда. В официальном Instagram компании только рекордные достижения и сытое начальство. А про рок-концерт — 15 постов подряд. Ну, и тайский бокс, который Дмитрий Николаев очень любит. И пока Кузбасс готов принимать на себя риски, которые создает для региона Николаев, вряд ли что-то изменится. Разве что следующий концерт будет еще дороже. Как у Филиппа Киркорова.

Полная версия