Что не так с «делом Пушкарева»?
29 августа Мосгорсуд рассмотрит апелляцию экс-мэра Владивостока Игоря Пушкарева, осужденного на длительный тюремный срок и штраф.
В апреле Тверской суд Москвы приговорил бывшего градоначальника и владельца крупнейшего в регионе холдинга «Востокцемент» к 15 годам колонии строгого режима и штрафу 500 миллионов рублей по статьям о взяточничестве, подкупе и злоупотреблении полномочиями. Наказание также получили брат экс-мэра Андрей Пушкарев (8 лет условно) и бывший руководитель МУП «Дороги Владивостока» Андрей Лушников (10 лет колонии и штраф 500 миллионов).
Все трое вину не признали. Игорь Пушкарев заявил, что речь может идти только о незаконном предпринимательстве. Он также назвал дело политически мотивированным.
Версия следствия VS версии защиты
Пушкарева и Лушникова арестовали летом 2016 года. По неизвестной причине их перевезли в Москву и поместили в «Матросскую тишину». Странное дело - все обвинения в адрес Пушкарева касаются периода его работы в Приморье, к Москве это дело отношения не имеет. Почему, при явном нарушении принципа территориальной посудности, дело рассматривал Тверской районный суд Москвы - остается загадкой.
После ареста экс-мэра Владивостока фигурантом дела стал его брат Пушкарев-младший. Его оставили под домашним арестом.
Следствие полагает, что в 2008-2015 гг. Игорь Пушкарев, занимавший в то время пост мэра Владивостока, за 75 миллионов рублей препятствовал участию компаний в муниципальных конкурсах по строительству дорог. Он якобы лоббировал интересы «Дорог Владивостока», обеспечив им победу. С компанией заключили договоры на 1,2 миллиарда рублей на поставки материалов, которые производили предприятия, связанные «Востокцементом». Следователи утверждают, что родственники Пушкарева, формально возглавлявшие компанию, получили доход более 470 миллионов рублей, при этом «Дорогам Владивостока» якобы был нанесен ущерб на 144 миллиона из-за закупки стройматериалов по якобы завышенной цене.
За бывшим мэром несколько лет следили сотрудники ФСБ по Приморскому краю. Записывались все разговоры, просматривалась переписка – подробная информация об этом содержится в материалах дела. В итоге единственным выявленным нарушением стало обвинение в незаконном предпринимательстве - ни взятка, ни подкуп, ни превышение полномочий. Оценка действий Пушкарева, которую дали сотрудники ФСБ, подробно описаны в апелляционной жалобе подсудимого. Так в постановлении ВРИО начальника УФСБ РФ по Приморскому краю от 03.10.2014 года о предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд указано, что в результате проведенных в отношении Пушкарева оперативно-розыскных мероприятий в его действиях усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ст. 289 Уголовного кодекса РФ (том 3, л.д.7-12) - незаконное предпринимательство.
Защита Пушкарева утверждает, что «Востокцемент» работал в убыток, а не завышал стоимость материалов. «Дороги Владивостока» не могли делать закупки у других фирм из-за ограниченности дальневосточного рынка стройматериалов . По технологии горячие и теплые асфальтобетонные смеси можно перевозить автомобилями на расстояние не более 50 км, так как в процессе перевозки смесь остывает и становится непригодной для укладки. Единственная компания производящая такие смеси в радиусе 50 км от Владивостока - «Востокцемент». Компания поставила «Дорогам Владивостока» товаров на 2,4 миллиарда рублей, при этом муниципальное предприятие оплатило только 1,5 миллиарда рублей, остальное же Пушкарев списал, по его собственным словам, в рамках «социального проекта».
Важно отметить, что муниципальное учреждение не был крупным клиентом холдинга Пушкарева. Закупки от «Дорог Владивостока» составляли только 3% от портфеля продаж «Востокцемента». Еще одним немаловажным моментом стало проведение во Владивостоке саммита АТЭС-2012. Мэр получил задачу лично от президента подготовить город к международному форуму. Пушкарев действительно был озабочен подготовкой к мероприятию, а в городском бюджете не хватало средств на эти цели, поэтому он вкладывал ресурсы собственного предприятия, рассказали представители «Востокцементе» в суде.
Признание и апелляция
В ходе следствия и в суде Игорь Пушкарев признался, что руководил «Востокцементом» будучи мэром Владивостока. Он распоряжался финансами и доходами компании. Это противоречит закону, запрещающему чиновникам вести бизнес.
Получается, что «взятки» от брата, формально руководившего холдингом, были собственными деньгами Игоря Пушкарева. В материалах дела содержатся свидетельства что эти средства шли на оплату его бизнес-командировок. В апелляции отмечается, что решения о расходовании средств и получении имущественных услуг, которые инкриминируются как взятки, принимал сам экс-мэр. Его брат Андрей Пушкарев не распоряжался этими средствами. Соответственно, здесь может идти речь только о незаконном участии в предпринимательстве. Сокрытие доходов от работы «Востокцемента» является налоговым правонарушением, но не взяточничеством, подкупом и злоупотреблением, в которых обвинили бывшего градоначальника.
Московский городской суд рассмотрит апелляцию по «делу Пушкарева» на решение Тверского суда уже 29 августа.
Infox.ru заблаговременно обратился в Мосгорсуд, который будет рассматривать апелляцию, с просьбой разъяснить некоторые вопросы, возникшие у журналистов при ознакомлении с данным делом.
Вопросы к суду
Приводим полный список вопросов, направленных в Мосгорсуд:
- Кто из судей назначен на рассмотрение дела № 10-15727/2019 по обвинениям в отношении экс-мэра Владивостока Игоря Пушкарева?
- Когда состоится ближайшее заседание по делу Игоря Пушкарева? Будет ли оно открытым?
- По каким причинам рассмотрение дела Игоря Пушкарева проходит в Москве, а не во Владивостоке, где подсудимому были предъявлены обвинения?
- В СМИ пишут о политической составляющей «дела Пушкарева», о чем заявил сам подсудимый. Могли бы вы прокомментировать эти утверждения?
- Правда ли, что в деятельности экс-мэра Владивостока суд не усмотрел ущерба государству?
- Учтет ли суд, что в момент работы главой Владивостока Игорь Пушкарев оставался фактическим руководителем «Востокцемента», а значит не мог получить взятку от своих же сотрудников?
- Оцените шансы положительного решения по апелляции защиты Игоря Пушкарева на приговор нижестоящей инстанции.
По закону суд должен ответить на вопросы редакции в течение семи дней. Infox.ru следит за развитием ситуации.