Расследование ФАН подтвердило оплату Любовью Соболь непрофессиональной экспертизы за5млн рублей
Центральная избирательная комиссия окончательно отказала Любови Соболь врегистрации еёкандидатуры навыборах вМГД. Напомним, что ранее юрист так называемого ФБК была привлечена кадминистративной ответственности заорганизацию вМоскве несанкционированных митингов. Причиной отказа врегистрации навыборы послужило превышение допустимого процента бракованных подписных листов.
В ответ на отрицательное решение по апелляции Соболь закатила скандал в стенах ЦИК. Ранее она потратила немалую сумму на проведение частной «независимой» экспертизы. В ходе расследования сотрудники ФАН выяснили, что привлечённые ею «эксперты» не могут считаться профессионалами. Добавим, что сама Соболь упоминала о высокой квалификации и профессионализме выбранных ею людей. По её словам, эти эксперты-почерковеды из некого ООО «Версия» сделали противоположные выводы после проверки. Они отрицают недействительность 616 листов, которые ранее забраковали сотрудники МВД.
В ходе заседания комиссии председатель ЦИК Элла Памфилова назвала сумму в 3,6 миллиона рублей, которую необходимо потратить на такого рода экспертизу. Она добавила, что частные организации обычно не работают с электронными копиями подписей из-за дополнительной сложности проведения экспертизы.
Со ссылкой на данные МВД и Министерства юстиции, Памфилова назвала немаленькие расценки за проверку подписей. Так, нормальной практикой считается проверка первой подписи за 11,5 тысяч рублей, а каждой последующей — за 5 тысяч рублей. В ходе журналистского расследования корреспонденты ФАН установили, что ООО «Версия» предоставляет свои услуги за куда большую сумму. Первая подпись обойдётся заказчику в 35 тысяч рублей, а каждая следующая — в 8 тысяч рублей.
Так что названная Памфиловой сумма потенциально возрастает в разы. Если учитывать, что Соболь было необходимо провести экспертизу как минимум 616 подписных листов, это должно было обойтись ей в 5 миллионов рублей. Таким образом, самопровозглашённый «борец за права неимущих» потратила на проверку подписей сумму, за которую можно купить приличную квартиру в Москве.
Обычно подобные работы выполняются в течение недели, поэтому и расценки Памфилова назвала соответствующие. Соболь же объявила о том, что «независимая» экспертиза была проведена всего за два дня. Очевидно, что за такую спешку необходимо было доплачивать.
Обращение к фирме, предоставляющей свои услуги на столь невыгодных условиях, оказалось единственным вариантом для Соболь. «Версия» единственная согласилась взяться за работу с копиями документов.В ходе того же заседания председатель Центризбиркома, ссылаясь на письмо из Минюста, заявила, что почерковедам для качественного заключения необходимо проверять только оригиналы документов. Заметим, что на официальном сайте «Версии» обозначено, что работы ведутся и с копиями документов, причём электронные копии тоже учитываются.
Формально ООО «Версия» законодательства не нарушает. В РФ нет закона, который запрещал бы проводить экспертизу по дубликату документа. Тем не менее, эксперты, считающие себя профессионалами, отказываются работать с копиями документов.
«Экспертно-криминалистический центр» МВД РФ ранее проводил эксперименты, направленные на выяснение специфики работы с оригиналами и копиями документов. Сотрудники центра заключили, что экспертизу подписей и почерка по копиям документов проводить невозможно. Среди причин называются: отсутствие доказательств наличия оригинальных рукописных записей, низкая вероятность корректного распознавания особенностей почерка из-за их возможного нивелирования или искажения. Кроме того, невозможно отделить признаки, появившиеся в связи с особенностями почерка, от тех, что возникли в ходе переноса изображения с помощью копировальной техники. И это только некоторые из причин, указанные «Экспертно-криминалистическим центром».
Стоит приглядеться и к самому бюро «Версия», работающему с 2013 года. Общество с ограниченной ответственностью основали эксперт-химик Дмитрий Гладышев, и эксперт Станислав Шаповалов обладавшие на тот момент девятилетним стажем работы в области определения возраста рукописных записей.
Известно, что они обладают специальными сертификатами от МВД СССР и МВД РФ, которые подтверждают их квалификацию и дают право самостоятельно проводить экспертизу физико-химическим методом. Получается, что сотрудники «Версии» пользуются методиками оценки рукописных записей, применяемыми в МВД.
Помимо прочего, выяснилось, что основатель компании Дмитрий Гладышев некоторое время занимал должность эксперта в Главном управлении РФ по Москве, а также в экспертно-криминалистическом управлении ГУВД МО. Вспомним, что Любовь Соболь не раз позволяла себе усомниться в методике МВД и заявить о более «правильном» альтернативном методе, который применяют частные эксперты. И тут выходит такой конфуз. Но тогда, может, дело в том, что экспертиза проводилась на основании не оригинальных документов, а их копий?
Заметим, что Гладышев действительно известный специалист, пользующийся авторитетом в экспертном сообществе. Только его профессиональная деятельность связана в первую очередь с наркотическими веществами.
Игнорирование оригиналов и обращение к их копиям не раз играли против почерковедов из ООО «Версия». Известно два случая, когда в ходе заседания арбитражного суда заключениям частных экспертов выказывалось недоверие. Записи по этим инцидентам находятся в открытом доступе на сайте арбитражных судов.
На просторах Сети также можно найти отзывы с претензиями к работе «профессионалов» из «Версии».
Сотрудники государственного судебного экспертного учреждения Министерства юстиции России откровенно посмеялись над одним из заключений, сделанным неким кандидатом юридических наук Пичугиным, по совместительству числящемся в штате «Версии». Юристы отметили его некомпетентность как в вопросах юридического характера, так и в вопросах почерковедения.
Рассматривая все эти факты в совокупности, можно говорить о том, что Любовь Соболь фактически выбросила более 5 миллионов рублей на ветер. Либо бывший кандидат предварительно не ознакомилась с деятельностью сомнительной фирмы, либо просто нужны были «эксперты», которые в кратчайшие сроки предоставят нужное заключение.