Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Беседы о мусоре и помощь экоактивистам: как работает информцентр в Шиесе

На станции Шиес в Архангельской области открылся информационный центр. В нем местным жителям рассказывают, зачем здесь собираются построить современный ЭкоТехноПарк. Сотрудник информцентра Максим Лодыгин рассказал, как работает информцентр и зачем он вообще нужен инвестору проекта — компании ООО «Технопарк».

«Газета.Ru» поговорила со специалистом по связям с общественностью информационного центра ЭкоТехноПарка «Шиес» Максимом Лодыгиным о том, как организована работа инфоцентра и какие итоги его работы можно подвести за первый месяц работы.

— Информационный центр на станции Шиес работает, по сути, с начала лета. За это время вы приняли большое число посетителей. Сколько людей обычно приходит к вам на экологический «ликбез», от чего зависит их количество?

— В инфоцентр ежедневно приходят порядка 5-10 человек, посещаемость в основном зависит от того, будни это или выходной день. На Шиесе постоянно находятся от 10 до 50 активистов. Бывает, что я выхожу к людям и общаюсь с ними либо на перроне, либо прихожу в лагерь активистов. Важные события тоже влияют на наплыв посетителей – например, 15 июня, когда закончился этап подготовительных работ на площадке, к нам приехало до ста человек, а 20 июня, когда «Прямую линию» проводил президент страны Владимир Путин, перед инфоцентром собралось около 300 человек.

— Опишите, кто ваши посетители, и как проходит общение с ними? Чем они интересуются? Какие ответы от вас получают?

— Условно посетителей можно разделить на две группы. Часть из них лишь высказывает свое мнение, их не особо интересуют особенности проекта, они принципиально выступают против размещения отходов из других регионов в Архангельской области. Многие из них эмоциональны, менее восприимчивы к информации, и, как правило, то, что они знают – это заголовки статей или публикаций в соцсетях. Соответственно, настроены они бывают довольно агрессивно. Но остальные, и их довольно много, задают вполне конструктивные вопросы и охотно вступают в обсуждение.

Основная часть таких вопросов касается данных по проекту, и мы пытаемся объяснить, к примеру, какой конкретно будет вид и состав упаковочной пленки, кто будет ее поставлять и т.д.

То есть мы рассказываем концепцию, как в принципе выглядит начальный этап строительных работ – это гидроизоляция карты, расположение щебня, песка, геомембраны, бентонитовых матов, устройство дренажной системы. Но конкретные параметры можно будет определить только при разработке проекта, который невозможен без комплекса инженерных изысканий. Лишь они покажут, какой фракции должен быть песок, какова допустимая нагрузка грунта, какие работы необходимо проводить. А без изысканий не может разрабатываться и сам проект. Соответственно, пока не на все вопросы есть конкретные ответы.

— Какие самые популярные вопросы вам задают?

– Людей очень интересует, что за мусор сюда будут привозить. На этот вопрос мы отвечаем, что кроме твердых коммунальных отходов ничего иного размещаться не планируется. В принципе людей устраивает ответ, что здесь не предполагаются к размещению строительный мусор и промышленные отходы. Сюда не будут привозить токсичные отходы. Это для них важно, потому что доходило до того, что они спрашивали – а не собираемся ли мы сюда завозить ядерные отходы. И мы подтверждаем – отходы будут только коммунальные, и только 4 и 5 класса опасности.

— Интересуются ли посетители популярной на Западе технологией брикетирования, которую намерены применять в ЭкоТехноПарке?

— В основном вопросы, касающиеся брикетирования, довольно узко направлены. Спрашивают о толщине каркасной проволоки, толщине пленки, конкретном составе этой пленки и наличии у нас протоколов ее испытаний. Что касается пленки, ее характеристики строго соответствует требованиям производителя упаковочного оборудования, установленного на погрузочно-разгрузочных кластерах.

— Открытие инфоцентров – это часть работы программы открытости перед гражданами, которой следует инвестор проекта. Какие наглядные материалы вы используете в общении с посетителями?

— Наша концепция очень внятно изложена в 20-страничной брошюре, из нее понятна сама суть проекта, однако в столь компактный формат довольно тяжело вместить, допустим, этапы сортировки на сортировочной линии, и обустройство самих карт для размещения ТКО. Но общее понимание концепции исходя из брошюры и имеющихся в инфоцентре постеров посетителям сформировать удается.

— Есть ли взаимопонимание с активистами, получилось за месяц наладить контакт с людьми?

— Надо сказать, что большая часть тех, кто находится на Шиесе, постоянна и уже привыкла с нами общаться, - и по своим вопросам, и по манере общения являются более цивилизованными людьми, чем те, кто приезжает на один раз. При этом журналисты, которые приезжали на станцию тоже общались с «опытными» активистами, которых я считаю интеллигентными людьми, говорили, что с таким хамством раньше не сталкивались. Но мне есть с чем сравнивать, я видел в динамике, как менялось их отношение и поведение, а эти журналисты нет.

В целом же с посетителями наметилось определенное взаимопонимание.

Их интересуют отдельные вопросы по обустройству ЭкоТехноПарка, при этом принципиальные активисты – это люди достаточно радикальных взглядов, которые предлагают, к примеру, незамедлительно исключить пластик практически полностью из оборота, при этом игнорируя хозяйственную ценность и большую энергоэффективность пластика в сравнении с той же бумагой или стеклом и производными от них. Многие просто не хотят видеть любые виды отходов в ближайшей местности, неважно при этом, какие это отходы, по какой технологии они образованы и по какой технологии предполагается их размещение.

Впрочем, есть среди посетителей и серьезные экологические активисты, такие как, например, Александр Сладкоштиев, член комитета спасения Вычегды и комитета спасения Печоры.

Это интеллигентный собеседник и профессиональный эколог, который занимается вопросами экологии и гидрологии, при этом не особо задает вопросы в области строительства, так как сам не строитель. Человек очень конструктивный, все его вопросы максимально предметны и мотивированы реальной заботой об экологии.

— Расскажите, как проходит обычный день работы инфоцентра.

— Как правило, посетители приходят после обеда, иногда – утром. Кто-то в ответ на свой вопрос может выслушать целую лекцию на 30-40 минут, кто-то вступает в диалог. Так, у нас есть хорошее взаимопонимание между инфоцентром и активистами о важности первичной сортировки отходов, о важности системы сбора токсичных отходов.

Здесь мы обсуждаем географические проблемы такого сбора, допустим, куда девать людям в малонаселенных районах автопокрышки.

Их, как правило, принимают в крупных городах, а в небольших с этим трудности. Некоторые приходят высказаться. Им даем выступить, выслушиваем, пытаемся изложить свою точку зрения. Бывает, что люди воспринимают ее, остаются при своих взглядах, но уже с зерном того, что вопрос не является однозначным. В среднем встреча занимает от получаса до двух часов.

— Случалось ли с вами что-то необычное за это время на рабочем месте? Приходилось ли более тесно взаимодействовать с посетителями?

— Да, всякое бывало. Например, 20 июня стало очень плохо одному из активистов - он перестал принимать какие-то препараты, и начал вести себя немного неадекватно. Сами активисты подошли, предупредили меня, чтобы я был аккуратней, иначе он может броситься. Я понял, в каком состоянии находится человек, что ему нужен выплеск энергии, и в итоге сам простоял с ним около полутора часов. С четырех утра с ним постоянно находились двое активистов, которые его караулили, они отобрали у него туристическое снаряжение, ножи, топоры, отдали это все полицейским на хранение.

Я этих активистов подменял, пока они сходили за теплой водой для этого человека, и сами завтракали, приводили себя в порядок.

Полицейские потом доставили его до газопровода, чтобы передать врачам скорой помощи – ближе машина не могла подъехать. Получилась слаженная работа и небезразличных активистов, и нас как информационного центра, и стражей порядка, которые вели себя с ним корректно, обеспечили безопасное хранение спортинвентаря и транспортировку в полтора км до скорой помощи.

— Что будет дальше с инфоцентром и ЭкоТехноПарком? Обрисуйте ближайшие перспективы.

— Сейчас мы думаем о том, как бы популяризировать первичную сортировку отходов среди местного населения. Мы считаем полезным распространять такую информацию. Также для более масштабного предоставления информации по ЭкоТехноПарку нужно, чтобы проект был разработан, и мы смогли дать людям конкретные параметры будущего объекта. По похожей технологии создан ЭкоТехноПарк в Калуге, но он еще не принимает отходы. Если будет возможность, мы постараемся организовать экскурсию для самых ярких активистов. Это будет интересно, ведь других подобных проектов в России пока никто не делал.

Полная версия