Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

22:33
Москва
26 декабря ‘24, Четверг

«Роснефть» или мелкие жулики: насколько верна версия «Собеседника»?

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Вчера «Собеседник» опубликовал свою версию истории с некондиционной нефтью в «Дружбе». Журналисты издания провели расследование и выяснили кто, по их версии, мог стоять за масштабной катастрофой последних недель.

Мнения экспертов разделились. Часть сообщества по-прежнему не верит Следственному комитету — а версия «Собеседника» очень близка к официальной. Другие поддержали опубликованное.

При этом параллельно на Петербургском экономическом форуме глава компании «Транснефть» успел дать свою оценку произошедшему. Отвечая на вопрос о частном узле приемки нефти, через который была вброшена хлорорганика, президент монополии заявил: «Все частные пункты приема нефти надо отдать в операторство "Транснефти". Кто снес эту тему? Крупная нефтяная компания. У нас в законопроекте "О магистральном трубопроводном транспорте", который мы пытались принять два года, был раздел, предусматривающий меры по технологическому и нормативному контролю качества нефти. Но первые, кто выступил против, — уважаемые "роснефтевые" друзья и ФАС: это, мол, приведет к росту тарифов, потребует закупки оборудования, реагентов, найма персонала. Они сказали, что вся нормативная база уже есть, поэтому не надо».

На этом фоне всю последнюю неделю «Роснефть» проявляет недюжинную информационную активность, рассказывая Совету директоров, участникам ПМЭФ и прочей общественности, о невероятных успехах компании, делая стратегические прогнозы и удивляя перспективными планами. Кажется, никогда до этого Сечин не являл публике такую кипучую деятельность.

В свою очередь, редакция Infox предлагает оценить читателям журналистское расследование и сделать свои выводы от прочитанного.

Как загрязнялась нефть

19 апреля 2019 года компания «Белнефтехим», оператор Мозырьского НПЗ в Белоруссии, заявила о резком росте содержания хлорорганики в нефти. Завод снизил загрузку и перевел часть установок в режим рециркуляции. Это была пятница. В выходные особо никто не дернулся. Только на следующей неделе стал понятен объем бедствия.

25 и 26 апреля встали северная и южная ветки «Дружбы», частично нефтепровод БТС-2, который снабжает терминал в Усть-Луге на Балтике. Заговорили о миллионах тонн загрязненной нефти. В зависимости от ангажированности источников цифры разнились от миллиона до пяти миллионов тонн. Точку в дискуссии поставил вице-президент «Транснефти» Сергей Андронов. Он обозначил цифру — 3 млн тонн некондиционной нефти.Только спустя полторы-две недели ситуация начала выправляться. 2 мая чистая нефть поступает в Белоруссию, 11 мая возобновила прокачку Украина, 17 мая — Венгрия. Дальше в двадцатых числах Словакия и Чехия.По состоянию на сегодня южная ветка «Дружбы» работает в нормальном режиме, северная пока стоит.

3 июня в понедельник состоялась встреча всех участников процесса, на которой решались вопросы порядка компенсации за нанесенный ущерб. В общем, договорились. Остались частности в виде размера ущерба, но это будут обсуждать позже.

Правительство практически сразу заявило, что все убытки будет покрывать «Транснефть». Монополия не спорила.

Оставался главный вопрос — кто виноват? Как так получилось, что одномоментно в систему были закачаны миллионы тонн грязной нефти и на протяжении минимум недели никто не напрягся? Почему до сих пор нет ясности и деталей, кроме невнятных интервью двух подозреваемых в бегах и сухой официальной позиции СК?

«Собеседник» решил провести собственное расследование. Честно говоря, начиная эту историю, мы не надеялись, что что-то получится. Результаты обескуражили.

Не навязывая читателям своего мнения, лишь скажем: то, что написано ниже, максимально объясняет большинство опубликованных версий. И не противоречит официальной точке зрения.

Так кто же виноват?

Прессой за этот месяц было явлено десятка два версий от журналистов-дилетантов до маститых экспертов, которые предлагали свои варианты. Спектр — от целенаправленной диверсии до государственной ошибки и «политики».

Официально-формальная версия была озвучена практически сразу. По заявлению Следственного комитета, руководители самарского ООО «Нефтеперевалка» и связанных с ним компаний похищали нефть, сдаваемую на узле приемки нефти, а для того чтобы скрыть хищения, заливали в систему грязную нефть и мазут с высоким содержанием хлорорганики.

Задержаны, а затем арестованы — гендиректор «Нефтеперевалки» Светлана Балабай, заместитель гендиректора этой компании Рустам Хуснутдинов, гендиректор «Петронефть Актива» Владимир Жоголев, заместитель директора «Магистрали» Сергей Баландин. Еще два подозреваемых, имена которых не называются, объявлены в розыск.

По версии следователей, фигуранты в составе преступного сообщества похитили нефть на сумму свыше 1 млн руб. Чтобы скрыть это, они поставили в узел слива нефти у села Николаевка Волжского района «грязную» нефть.

Позже эта нефть попала в нефтехранилище в селе Лопатино Волжского района, а затем в систему магистрального трубопровода, «в результате чего 8 резервуаров парка "Лопатино" были приведены в непригодное для эксплуатации состояние». Позже «неназванные» двое обозначились — Роман Трушев и Роман Ружечко.

Мы начали с узла приемки

Первоначально виновной в инциденте была названа компания «Самаратранснефть-терминал» (СТТ), входящая в холдинг «Петронефть». В интервью «Ъ» беглый Роман Трушев говорил, что СТТ продала в 2017 году узел учета нефти. Покупателем стала петербургская Городская инновационно-лизинговая компания (ГИЛК). А в 2018 году узел взяло в лизинг у ГИЛК, а потом и купило ООО «Нефтеперевалка».

ООО «Нефтеперевалка» была зарегистрирована 3 октября 2017 года. Генеральный директор Балабай Светлана Николаевна. Уставной капитал 10000 рублей, среднесписочная численность сотрудников — 0 (ноль) человек.

Через узел, пока он принадлежал «Самаратранснефть-терминалу», поступало сырье от четырех частных нефтяных компаний самарского региона и одной ВИНК, предположительно входящей в систему «Роснефти» («Башнефть»). Эта же структура поставок сохранилась после перехода узла в руки «Нефтеперевалки».

Все дороги ведут в «Роснефть»

Объем сдачи нефти от частных нефтяных компаний небольшой. Очевидно, что заразить миллионы тонн им не под силу. Здесь «поработала» крупная НК, запустив в систему значительные объемы грязного сырья. В интервью РБК другой беглый подозреваемый Роман Ружечко назвал возможных виновников — «Татнефть» и «Башнефть».

По словам Ружечко, помимо узла «Нефтеперевалки» в Николаевке ФСБ и сотрудники «Транснефти» проверили и другие объекты в Лопатино и местах, из которых в это нефтехранилище поступает нефть. Большое превышение концентрации хлорорганики нашли в нефти, которая находилась в резервуарах и трубопроводах «Транснефть-Прикамье».

«Транснефть-Прикамье» принадлежат два нефтепровода: «Альметьевск — Куйбышев-1» и «Альметьевск — Куйбышев-2». По ним в «Лопатино» поступает нефть из Татарстана и Башкирии. Скорее всего, речь идет о нефти «Татнефти» и «Башнефти», рассуждает Ружечко.

В середине мая «Татнефть» заявила, что никогда не использовала хлорорганику для повышения нефтеотдачи. Компания распространила релиз, однозначно обозначив свою позицию.

Чего не скажешь о «Башнефти». Когда возникли подозрения, в отличие от резкого опровержения «Татнефти» пресс-секретарь «Роснефти» отделался мутными заявлениями, что, мол, при участии представителей «Транснефти» был проведен анализ проб за весь период, когда грязное сырье могло попасть в «Дружбу», все пробы соответствуют нормативам. В «Транснефти» этого заявления ни опровергли, ни подтвердили.

Мы проверили на сайтах закупок, включая систему «Роснефти», кто из нефтяных компаний покупает дихлорэтан — органику, используемую нефтяниками для повышения отдачи скважин. И почему-то не очень удивились, обнаружив основным покупателем «Башнефть». Компания последовательно все последние годы покупает хлорное сырье. Вот, что нашли только за последний год: тут, вот тут — 10,6 тонн, 12 тонн. А вот из последнего за 2018 — 21 тонна, а вот 59 тонн. То есть десятки тонн ежемесячно. Есть о чем задуматься.

На этом фоне нам показались интересными комментарии ряда экспертов, специалистов в отрасли ТЭК. Вот из последних. В интервью СМИ и в социальных сетях партнер компании Rusenergy Михаил Крутихин неоднократно повторял: «Все компании, которые на самом деле могли поставить такую нефть, — крупные, как "Роснефть"». Мы видим, что «Роснефть» провела проверку и объявила, что у них все в порядке. Но поскольку проверку провела сама «Роснефть», а не независимые эксперты, то верить в это нельзя«. В другом месте эксперт был более эмоциональным, рассуждая о версии предлагаемой сторонниками Игоря Сечина: «...Если Сечин пускает дурацкие слухи о диверсии, значит, его компании есть что скрывать... Рассуждает Сечин о "диверсии" — значит, рыло в пуху».

Эту гипотезу подтвердила генеральный директор «Ассонефти» Елена Корзун: «"Транснефть" очень тщательно проверяет качество входящей нефти. На хлор проверка проходит каждые 10 дней, и то, что такое количество прошло, форс-мажор. Для такого загрязнения должно было пройти очень много нефти через пункт приема. Малые компании столько не добывают», — говорит она.

Еще одно интересное откровение Ружечко касалось происхождения узла приемки. Надо заметить, что из существующих в стране, по разным данным, 283 или 253 узлов сдачи нефти около 150 принадлежат частным компаниям, не входящим в транспортную монополию или государственные ВИНКи. И только один из них не принадлежит никому — ни государству, ни частникам, аффилированным с добывающими компаниями. И это тот узел, через который произошел вброс загрязненной нефти.

Как поведал Ружечко, по странному стечению обстоятельств именно тот узел, создание которого в свое время, тщательно пробивала бывшая супруга руководителя «Роснефти» Марина Сечина, стал местом загрязнения.

Выезд на место

Примерно понимая дальнейшие направления поиска, мы выехали в Николаевку и Лопатино. Ехали наудачу. Цель поездки была — попробовать разговорить сотрудников, хотя бы в общих деталях выяснить, как происходил процесс приема нефти, соблюдались ли регламенты. Какие компании в действительности задействованы в процессе — одно дело интервью по телефону, другое — постоять у шлагбаума. Глядишь, и цистерна с известным названием подъедет.

Сразу скажем, поездка изначально не задалась. Люди — кто ссылался на подписку о неразглашении, кто просто был не в курсе или не желал общаться — никакой информации не дали. Как выяснилось позже — не те вопросы задавали.

На этом можно было бы поставить точку. Собрать рюкзак и выдвигаться домой. Но жизнь непредсказуема. В самый последний момент нам удалось разговорить человека, который представился бывшим сотрудником службы безопасности «Роснефти» в Самаре.

Исповедь очевидца

— Да не было никакой диверсии!..— А что было?!— Была жадность...

В процессе разговора Николай (имя изменено по его личной просьбе) был сильно возбужден. Опуская эмоциональный окрас повествования и ненормативную лексику, от него мы услышали вот это.

...Нефть и нефтепродукты в Самаре воровали всегда: в больших объемах и разными способами. На месторождениях, из трубы, на пунктах приема, на пути в бензоколонку...

После истории с грязной нефтью, возбуждения уголовного дела и ареста первых обвиняемых следователи стали распутывать весь клубок, образовавшийся вокруг самарского терминала, и активно работать на предприятиях области, с которых нефть качалась в узел приемки. Но не только следователи потянулись за самарскими тайнами.

По словам Николая, в область в последний месяц зачастили эмиссары из Москвы, как две капли воды похожие на вице-президентов «Роснефти» и сотрудников центрального аппарата службы безопасности этой компании. Местным интересантам — нефтяникам, следователям — свой интерес приезжие объясняют желанием помочь в расследовании инцидента с хлорорганикой.

Следаки готовы были поделиться информацией, только, в свою очередь, попросили показать акты списания отработанных шламов «Башнефти» и ответить на вопрос: куда дели использованную хлорорганику. После этого любопытные быстро «испарились».

А до этого они же у проходных «Транснефти» подходили к сотрудникам трубопроводной монополии и вынюхивали информацию, предлагая за деньги стать информаторами. За это время удалось выудить у разговорчивых следователей и сотрудников местного филиала примерную картину произошедшего. Сама ситуация с воровством нефти продолжалась уже длительное время, годы. Сроки выясняет следствие. Проблем не было, потому что грязную нефть подавали в магистральные трубы небольшими порциями, чтобы не было заметно. Реально это была и не нефть. К шламу и сворованному же мазуту добавляли якобы утилизированные растворители, добиваясь внешней похожести и соответствия по консистенции и вязкости (чтобы обмануть датчики «Транснефти»).

По версии Николая, за этой истории стояли люди с предприятий «Башнефти», собственники терминала и сотрудники «Транснефти», которые участвовали в этой ОПГ. Двоих сотрудников «Транснефти» уже арестовали.«Косяк» (по версии Силуанова) случился из-за вступления с 1 июня принятых новых правил по качеству нефти, в соответствие с которыми там не должно быть хлорорганики. Желая быстро «срубить» денег, до вступления новых правил — в трубу было вброшено около 30 тысяч тонн грязной нефти — обе полные емкости терминала. Концентрация хлорорганики в них достигала 76%. В споре со здравым смыслом победила жадность...

Правду ли сказал наш источник, решать должно следствие, но дальше факторы сошлись в ряд. Во-первых, этот терминал последний — от него идет около полутора тысяч километров «Дружбы» без пунктов контроля и прочих станций «Транснефти». Во-вторых, хлориды хорошо диффузируют — их скорость движения в нефти превышает скорость транспортировки самого сырья в трубе. В-третьих, единственный пункт до которого по ответвлению грязная нефть дошла до НПЗ на нашей стороне — это Новокуйбышевский завод. Но он встал на плановый ремонт. Поэтому они на входе выставили задвижку и дальше нефть не пошла, в отличие от основной трубы, по которой сырье без дополнительного контроля уже на стороне Белоруссии пошло через границу и дальше.

* * *

Поездку домой пришлось временно отменить. Для подтверждения слов Николая мы потратили еще полдня на проходной терминала, и вот что услышали (некоторые имена изменены):

Вячеслав: ...Нас тут трясли уже несколько раз. Все под подпиской, вряд ли вам кто что расскажет, себе дороже.

Дмитрий: Вызывали два раза, но я дежурил в другую смену, эти дни меня не было.

На вопрос про СБ «Роснефти»: Когда только началось следствие, крутились тут какие-то чуваки. Но я их не видел, приятель рассказывал, что к нему подходили.

Михаил: Подходили какие-то, даже деньги предлагали за информацию. Но я ничего не сказал. (Улыбается.)

Еще один Дмитрий: ...Не, ребят, не скажу, мы подписку давали.

Сергей: ...Нет, извините, давал подписку.

На вопрос про СБ «Роснефти»: ...Слышал, ребята на приёмке говорили. Про деньги не знаю, мужики просто рассказывали, кто-то подходил, спрашивал, но никто ничего рассказывать не стал. Нафиг с этими связываться.

На все вопросы по поводу двух сотрудников «Транснефти», участвовавших в хищениях и арестованных по делу, никто отвечать не захотел. Допускаем, что версия Николая про арест сотрудников также соответствует действительности.

В заключение

Сегодня в информационном поле идет невиданный информационный накат на правительство, которое «допустило и позволило», на «Транснефть», которую обвиняют во всех грехах, начиная с «технологических косяков» и заканчивая «имиджевым ущербом для отрасли»...

Все решают свои задачи. Сечин, прикрывая тылы, одновременно пытается выжать из ситуации по максимуму. Цель жизни — нефтяной Газпром — никто не отменял. Минфин не хочет платить за ущерб из бюджета, одновременно сохранив доход с дивидендов «Транснефти». «Транснефть», не отказывая ни правительству, ни бюджету, вялотекуще отбивается от информационных атак оппонентов. Все при делах.

Во всем делают виноватых транспортников, хотя зараженная хлором нефть в системе, как сейчас выясняется, начиная с 2012 года обычное дело. Вопрос в концентрации и объемах. Кто реально стоял за этим криминалом, формально мы узнаем не раньше, чем через несколько месяцев. Скандал утихнет еще быстрее. Все участники конфликта получат свои компенсации. Чистая нефть с той же интенсивностью потечет в Европу, а еще через год-другой это просто превратится в историю. Через официальные каналы Следственного комитета нам расскажут подробности, принципиально ничего не меняя. Возможно последуют кадровые перестановки, а может и не последуют.

Но основные выводы журналистского расследования наводят на мысль, что источником токсичной смеси хлорограники с качественным сырьем стала компания из системы «Роснефти».

P. S. Прошу считать эту публикацию обращением в Генеральную прокуратуру.

Георгий Скориков

Реклама